?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Болливуд. Год 2000 (3)

(c) http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4496/


В Индии проживает почти 180 миллионов мусульман. Благодаря этому, индийское кино, возможно, один из главных современных источников информации и эмоций, из которого можно узнать много нового и прежде неизвестного о современной исламской цивилизации. Узнать, понять, принять. Каждый из четырех фильмов сегодняшнего обзора касается того или иного больного вопроса, связанного с жизнью современной Индии. В первую очередь, с жизнью самого большого в Индии религиозного меньшинства.

09. В поисках брата / Fiza



Индийский штат Уттар-Прадеш размером чуть больше Беларуси, но живёт там примерно 200 миллионов человек. Из них 80 процентов — индуисты, 18 — мусульмане. По сути мусульмане — религиозное меньшинство, но только если не считать того факта, что в одном индийском штате их в полтора раза больше, чем во всей Сирии и примерно столько же, сколько в Ираке. Полезная арифметика. Интересная.

Есть в штате Уттар-Прадеш небольшой, но зато очень древний городок Айодхья, куда каждый год стекаются со всей страны миллионы индуистов. Для них Айодхья входит в семерку священных городов, при посещении которых ты можешь достичь мокши и соскочить из круговорота рождений и смерти. Еще в этом городке родился 900 000 лет назад великий бог Рама, но вот досада, на месте его рождения Великие Моголы построили в XVI веке знаменитую мечеть Бадри.

Последние 150 лет индуисты активно требовали у правительства её снести. Тем более, что мечеть много лет стояла закрытой. Правительство упорно этот вопрос игнорировало, предпочитая не лезть в скользкие вопросы, но Раджив Ганди все же приказал снять с дверей замки и разрешить индуистам входить на территорию мечети и справлять там по праздникам свои обряды.

6 декабря1992 года провокаторы из правых индуистских националистических партий собрали толпу в 150 000 добровольцев, которые пришли к мечети Бадри и снесли её до основания.



Разрушение мечети весь день показывали по телевизору, подробно расписывая о том, как индуисты отмечают свою победу. К вечеру обитатели мусульманских кварталов Бомбея стали собираться в небольшие группы, бродить по своим районам, переворачивать машины и полицейские будки, а заодно избивать всех индуистов, которых встречали на своем пути.

На второй день беспорядки стали еще серьезнее, появились первые жертвы. Через неделю трупов и сожженных полицейских участков было уже неприличное количество, но власти все еще отказывались вводить в бунтующие районы армию. В итоге, первые пару недель мусульмане ломили индуистов, потом — индуисты мусульман.

За полтора месяца уличных беспорядков в Бомбее, говорят, погибло примерно 900 человек. Эти события могли бы войти в историю страны как эпоха величайшего ужаса и террора, если бы в них была поставлена точка.



Но только полтора месяца спустя, 12 марта 1993 года, в Бомбее прозвучало 13 взрывов, погибло больше 300 человек. Организатором терактов позднее был назван Ибрагим Давуд, глава крупнейшего бомбейского синдиката, решивший подобным образом отомстить за убитых в ходе беспорядков мусульман.

Про Давуда мы расскаже в другой раз, а теперь пора бы вернуться к фильму из нашего обзора.





Молодой мусульманин Аман (Ритик Рошан) исчез во время бомбейских беспорядков. Его тело не было найдено, но домой он тоже не вернулся. Сестра Физа (Карисма Капур) и мать Нишатби (Джайя Баччан) продолжают ждать Амана, хотя полиция в частном порядке сообщила, что нет особого смысла это делать. Парень, вероятнее всего, мертв.

Прошло шесть лет. Однажды Физа видит в толпе парня, до боли похожего на её брата. Он сбегает, но некоторое время спустя приходит в родительский дом. Рассказывает, что в ту роковую ночь его едва не сожгли живьем (как это показывают сейчас в новостях, на человека надевают автомобильную покрышку, а потом пускают по дороге), но его спасли какие-то исламские националисты, Теперь он с ними. Готовит теракт. Уже раздобыл винтовку.



Режиссер фильма Кхалид Мухаммед, в первую очередь, известный индийский кинокритик. Простые боевики он не любит (зато среди его авторских фильмоа есть даже ремейк Ингмара Бергмана), поэтому фильма Физа — тонкая и немного воздушная драма о том, как непросто быть мусульманином в мире, где на тебя привычно смотрят с подозрением и опаской. Из тех фильмов, которые в процессе знакомства тебя не особо трогают, но потом очень сильно догоняют, заставляя вспоминать те или иные моменты.

Тема бомбейских беспорядков здесь в полный рост, хотя картин, где они поазаны самым непосредственным образом, не меньше дюжины. Миллионер из трущоб, например.





10. Отвергнутые / Refugee



Все прекрасно знают, что в 1947 году британская колония Индия получила независимость, после чего была принудительно разделена на, собственно, Индию и Пакистан. Но далеко не все в курсе, что Пакистанов при этом было двое — Западный, который мы сейчас и знаем, а также Восточный — на территории Восточной Бенгалии.

Западный Пакистан, пусть населения там было меньше, сразу взял руководство в свои руки. С ходу начал завинчивать этнические гайки и утвердил урду в качестве государственного языка. Если учесть, что все местное население говорило преимущественно на бенгальском, то приказы из Карачи не вызывали у местного населения особого восторга. Даже у мусульманского. Когда же выяснилось, что Карачи особо не собирается поддерживать финансово свой осточный регион, местные совсем скисли. В 1969 году, когда по вине страшного циклона, в Восточном Пакистане пострадали около полумиллиона человек, а общее правительство продемонстрировали, что не спешит исправлять ушерб, местные все громче начали говорить о том, чтобы получить независимость. Начались демонстрации, митинги, акции протеста.

Догадавшись, что дело пахнет керосином западнопакистанские власти ввели 26 марта 1971 года в регион вооруженные войска. Солдаты сначала с легкостью разогнали демонстрантов, после чего ситуация резко перешла в стадию затянувшейся партизанской войны. В стране началась кровавая баня. Солдаты, а также бойцы из местных исламских националистических партий, стали проводить тотальные зачистки. В первую очередь — в рядах бенгальских студенчества и интеллигенции. За полгода было убито по некоторым данным до 3 миллионов человек. Изнасиловано 200,000 женщин. В декабре Индия (всегда готовая лишний раз ткнуть соседа лицом в сортир) решила вмешаться в происходящее.



Началась вторая индо-пакистанская война, по завершению которой пакистанская армия в составе почти 100 000 человек была вынуждена капитулировать. Говорят, это была самая большая капитуляция со времен Второй Мировой. Главный итог всей этой бойни: Восточный Пакистан получил независимость и стал государством Бангладеш..

И это был только пролог нашей истории.

Когда в 1947 году Индия развалилась на индуистскую Индию и исламский Пакистан, многие мусульмане, дабы избежать погромов, были вынуждены бежать в Пакистан. И многие из них предпочли Пакистан Восточный.

24 года спустя они внезапно обнаружили, что снова оказались чужими. Тысячи мусульман из Бангладеша были вынуждены еще раз бросить свои дома и пилить через всю Индию на запад в сторону Карачи. Индия была не в восторге от толп чужих беженцев, которые бредут через их территорию. Особых препон индийские власти беженцам не оказывали, но и помогать явно не помогали. Пакистану они, кстати, тоже были не нужны. Что с ними делать? Какой от них прок?



Фильм начинается с истории семейства Манзура Ахмеда, которое после получения Бангладешем независимости пытается добраться в западный Пакистан, где живёт брат главы семьи. Маршрут длинный, очень мучительный. Но последний его отрезок — дорога из Бхуджа через печально известный Большой Качский Ранн, где посреди пустыни пролегает граница между Индией и Пакистаном — совсем смертельный. К счастью, местные сельчане за большие деньги соглашаются провести беженцев через пустыню в обход пограничных постов.

Пограничники здесь, кстати, с обеих сторон лютые. Каждый день приезжают в поселок и считают местных по головам, чтобы определить не появились ли здесь чужаки, то есть беженцы.



Главный герой — местный проводник по кличке Рефуджи (в русском переводе его называют «Отверженный»). Мрачный парень, привыкший считать своих клиентов не за живых людей, а за обычный груз. Настоящий волк-одиночка, который все же умудряется влюбиться в дочку Манзура Ахмеда. Любовь-морковь. Песни, красивые танцы. А потом на границу приезжают исламские радикалы с мешками гексогена. Они начинают с упоением взрывать поезда. Пограничники (и индийские, и пакистанские) берут в руки автоматы и начинают шерстить местных. Кровь, стреляные гильзы, пафос.

Хорошее кино. Особенно в третьем акте. Если вы в курсе ситуации (а я про неё здесь довольно подробно рассказал), то проблема исламских беженцев откроется вам с неожиданной стороны. Как уже было сказано, все вопросы, связанные с современным исламским миром, индийское кино привычно раскрывает лучше, чем кто-либо еще. И далеко не первый год.

Что еще нужно знать про этот фильм.





Главных героев играют молодые дебютанты, которые уже через несколько лет станут топовыми мегазвездами Болливуда. 24-летний сын Амитабха Баччана — Абхишек Баччан. И 19-летняя сестра Карисмы Капур — Карина Капур. Мама Абхишека, Джайя Баччан, кстати, пыталась пристроить в фильм вместо Карины Аишварию Рай (как в воду глядела), но что-то не срослось. Дебютанты — прекрасные, с невероятным потенциалом. Но и старшее поколение — на достойном уровне. Особенно хорош Сунил Шетти, который в 2000 году из фильма в фильм убирает буквально любого индийского актера.

Еще важный момент. Фильм снят по мотивам новеллы индийского поэта Кеки Даруваллы Любовь посреди соляной пустыни, которая входит в Индии в школьную книгу по чтению для… изучающих английский язык. Да, индийский поэт писал исключительно на английском. Вот, кстати, этот рассказ.







11. Тайна женщины / Gaja Gamini



Макбул Фида Хусейн — самый известный индийский художник XX столетия. Классик кубизма. Лидер Бомбейского Союза Прогрессивных Художников. “Индийский Пикассо”, картины которого продают на западных аукционах за миллионы долларов. Макбул Хусейн подписывал картины “Фида”, а себя называл, как черные рэпперы, просто MF Husain. Любимая темак в его творчестве — лошади, но вообще он любил рисовать Ганди, Мать Терезу, Рамаяну и прочие образы, известные всем знакомым с индийской культурой.

Макбул Хусейн прожил 95 лет, последние тридцать лет из которых миллионы его соотечественников отчаянно пытались его убить. А теперь расскажу почему. Хусейн — индийский мусульманин из древнего и очень уважаемого йеменского рода, но всю жизнь он рисовал, в основном, индуистских богов и богинь. Рисовал в стилистике кубизма. Очень часто голыми.





Индуисты его за это отчаянно ненавидели. Их бомбило просто нечеловечески. Они пытались срывать выставки Хусейна не только в Индии, но и за её пределами. В английских тюрьмах, говорят, побывало несколько десятков граждан Индии, попытавшихся нашинковать картины Хусейна на привезенной в Лондон выставке. Индийская интеллигенция смотрела на этот беспредел с долей грустного скептицизма. Мол, народец у нас, разумеется, дикий и безграмотный, грех его не троллить, да и художника очень жалко, но, извините, почему он, в самом деле, рисует только индуистких героев. А слабо нарисовать Мухаммеда?

Чтобы избежать смерти художник сменил гражданство и переехал в конце жизни в Катар. На Ближнем Востоке его очень любили. Королевский институт исламских наук Иордании даже включил его в список из 500 самых влиятельных мусульман. За всю историю человечества, вроде бы.



А еще Макбул Хусейн любил иногда снимать кино. Разумеется, артхаусное и очень экспериментальное. В 2000-м году, будучи в возрасте 85 лет, он снял свой первый полнометражный фильм — Тайна женщины.

Фильм был полностью посвящен новой музе художника — 32-летней актрисе Мадхури Диксит, которую Хусейн планировал изобразить в фильме в качестве идеальной женщины. настоящего духа вечной женственности — Гаджы Гамини. “Той-Кто-Идёт-Походкой-Слона”. Это, кстати, очень сильный комплимент..

По сюжету дух Гаджы Гамини спускался на Землю и переходил из тела в тело в поиске…. не знаю чего там обычно ищут женщины. Начиналась её история где-то в древности, завершалась — в будущем. Последний мужчина Гаджы Гамини (Шарукх Кхан) отправлялся в космос, чтобы принять участие в войнах где-то за Черной Луной. Иногда очередной сосуд вдруг понимал, что содержит в себе вечность, но уже в следующую секунду терял с ней связь. Из поколения в поколение дух преследовали художники и писатели. Среди героев фильма — бог любви, превратившийся из ворона в человека, а также сам Леонардо да Винчи (его играет Насируддин Шах).

Уверен, кино, снятое немолодым художником-кубистом, звучит в пересказе несколько странно, но выглядит еще более кучеряво. Уследить за перипетиями растянутого по вечности сюжета не так просто. К тому же, модернистские декорации превращают происходящее в гибрид телеспектакля и художественной инсталляции. В индийском прокате фильм с треском провалился, что, в принципе, не странно.





12. Четверо отчаянных / Gang







История у этого фильма довольно драматическая. Его снимали почти восемь лет. Причины у этого были финансовые, организационные и даже трагические. Где-то в начале съемок умер приглашенный на роль главного злодея Амжад Кхан. Актёр, известный по роли, возможно, самого знаменитого злодея (ну, может после Могамбы) в истории индийского кино — Габбара Сингха из легендарного фильма Месть и закон. Амжада заменили его братом Инаяном, но все сцены пришлось переснять. Потом скончался режиссер Мажар Кхан. — почечная недостаточность. Продюсеры из VIP Films два года пытались самостоятельно закончить фильм, а потом все же выпустили его в прокат

Один из самых амбициозных проектов 90-х получился, в итоге, неровным, рваным, немного припоздавшим, но все еще интересным.







По сути, перед нами еще одно упражение на тему Бригады. Четверо друзей — Гангу, Абдул, Нихал и Гэри — решают идти к успеху и создают собственный бизнес. Не совсем легальный, разумеется. Свою команду они называют довольно дерзко и прямолинейно, пусть и по первым буквам своих имен — G.A.N.G.

Гангу вскоре попадает за решетку, пытаясь отомстить за смерть матери, а когда пять лет спустя возвращается на свободу, то видит, что вокруг многое изменилось. На этом моменте даже самые отчаянные зрители начинают подозревать, что кто-то слишком много и часто смотрел фильмы Джона Ву. Когда же Нана Патекар в финале надевает белый чоуюнфатовский пиджак и идет в последний бой в комнату с красным стенами, стреляя по-македонски, то тут уже последние подозрения совсем улетучиваются,







Comments

( 7 comments — Leave a comment )
fay_despite
Nov. 18th, 2015 11:32 am (UTC)
"Fiza" случайно посмотрела почти сразу после выхода, в 2001, наткнувшись на трансляцию по какому-то местному телеканалу, хотя индийское кино в те времена откровенно недолюбливала. Запомнился фильм на многие годы, и, возможно, стал причиной, по которой я обратила свое внимание на индийское кино впоследствии. Спасибо, что написали о нем - приятно было в очередной раз вспомнить.
gest
Nov. 18th, 2015 12:12 pm (UTC)
А "Миссия "Кашмир"" не попала в этот перечень из-за своей попсовости?
felix_zilich
Nov. 18th, 2015 02:10 pm (UTC)
обрати внимание на цифру "три" в заголовке
миссия кашмир по причине больших сборов была в первом выпуске
gest
Nov. 18th, 2015 04:30 pm (UTC)
А, да, точно. Но он просто по теме индо-мусульманских отношений.
felix_zilich
Nov. 18th, 2015 10:34 pm (UTC)
безусловно
beth4ever
Nov. 19th, 2015 10:30 am (UTC)
Спасибо, жутко интересно!
nemica
Nov. 19th, 2015 04:33 pm (UTC)
По-моему, история этого региона гораздо увлекательнее любого фильма. Спасибо за политинформацию!
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow