?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(c) http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4452/


Жанр “дзидайгэки” на рубеже столетий — формат скорее поминальный. Последние из живых классиков снимают про самураев, как правило, неспешные и грустные картины, пронизанные пафосной и ностальгической меланхолией. Снимают скупо, без особых экспериментов. Почти как в телевизоре.

Но есть в этом ряду и исключения. Первые бунтующие ласточки, которые вскоре попытаются смешать язык кино с новым языком аниме и манги, а заодно с юношеским трэш-максимализмом. Рюхэй Китамура уже снял свой Версус, но первую полноценную дзидайгэки нового образца предстояло выпустить в этом сезоне вовсе не ему, а человек предыдущего поколения.

09. Мост Годзё / Gojoe





Лет десять-пятнадцать назад режиссер Сого Исии был в японском экстриме персоной номер один. Все киноманы знали, что с его фильмов про байкеров начался весь жанровый беспредел, который вылился на западного зрителя с приходом цифровых носителей. К сожалению, за эти десять-пятнадцать лет кумир и мессия умудрился не только выйти в тираж и исчезнуть с горизонтов, но даже сменить творческий псевдоним с “Сого Исии” на “Гакурю Исии”.

Мост Годзё — наверное, тот самый фильм, с которого началось его падение. Проект, с которым он попытался смело пробиться в мэйнстрим, но не шибко в этом преуспел.

Чтобы объяснить в чем была его новизна мне придется провести небольшой исторический дискурс.

Минамото-но-Есицунэ, наверное, второй по популярности персонаж японской истории после Мусаши Миямото. Он — идеал настоящего самурая и безупречного воина, который по воле судьбы вынужден переносить все печали и невзгоды. Про него снято с дюжину фильмов, несколько аниме. Классическая средневековая повесть “Сказание об Есицунэ” в переводе Аркадия Стругацкого несколько раз издавалась на русском языке. Мой совет — найдите и прочитайте.





Основной замес истории Есицунэ в том, что он был сыном главы одного из двух самых могущественных кланов в средневековой Японии — клана Минамото. В год рождения нашего героя его отец пытался поднять мятеж против захватившего власть клана Тайра, проиграл этот мятеж, после чего был казнен почти со всеми родственниками. Младенца Есицунэ пожалели и сдали в монастырь. 11 лет спустя он узнает тайну своего происхождения, сбежит с горы Курама и начнет учить боевые искусства и фехтование, чтобы всю жизнь мстить врагам из клана Тайра. Всю жизнь мстить — до последнего вздоха, постоянно скрываясь от врагов и предателей.

Про Есицунэ тонны мифов. Например, многие уверены, что в конце своего жизненного пути он все же спасся, бежал на Хоккайдо, а с него на материк, где стал со временем…. самим Чингиз-ханом.

Но самая известная легенда — это история о дружбе Есицунэ и монаха Бенкея. Огромный монах поселился в Киото и каждую ночь грабил проходящих через мост Годзё путников, отнимая у них мечи. Монах поклялся, что соберет 1000 мечей, чтобы пожертвовать их на строительство нового храма, но после приобретения 999 клинков внезапно встретил Есицунэ — и проиграл бой.

Они после этого стали лучшими друзьями и всегда странствовали вместе. Про это снято бесконечное количество фильмов, включая старый фильм Акиры Куросавы Люди, ступающие на хвост тигра.





Что же сделал Сого Исии? Он перевернул миф с ног на голову.

XII век. В Киото на мосту Годзё неизвестные убийцы истребляют всех, кто пытается пройти через него ночью. Местные власти уже уверены, что это работа монстров, но продолжают раз за разом посылать своих воинов на верную смерть. И тогда выйти на бой с чудовищами решает могучий монах Бенкей (Дайскэ Рю). Бывший якудза, проживший десять лет в монастыре, но осознвший, что так никогда и не сможет очистить собственную душу от греха.

Монах приходит ночью на мост и выясняет, что убийцы вовсе не монстры, а группа подпольщиков из клана Минамото во главе с молодым принцем Есицунэ (Таданобу Асано).

Нетрадиционная и очень эффектная трактовка всем известной легенды. Колоритные схватки, много крови. Новаторская работа оператора.

Популярные актеры на бенефисных ролях настолько прониклись духом противостояния, что сразу после завершения съемок снялись у Сого Исии в еще одном фильме — коротком и черно-белом, но куда более эффектном. Киберпанковом боевике Электрический дракон мощностью в 80 000 вольт.





10. Дора-Хэйта / Dora-heita





В конце 60-х студийная система в японском кино трещала по швам. Звезды-актеры и звезды-режиссеры больше не желали работать под пятой у студийных менеджеров и самостоятельно продюсировали новые проекты. Четыре монстра японского кинопрома — Акира Куросава, Масаки Кобаяси, Кэйске Киносита и Кон Итикава организовали летом 1969 года свою производственную компанию под названием «Ёнки-но-кай» (что-то типа «Клуб Четырех Рыцарей»). Предполагалось, что каждый из четверки снимет следующий фильм под этим баннером, но в реальности это была почти разовая акция в поддержку 59-летнего Акиры Куросавы, который перессорился за пару лет со всем японским мэйнстримом (а заодно и с Голливудом тоже), после чего остался совсем не у дел.

Куросава планировал вернуться в большой бокс-офис с дорогим самурайским фильмом. Он уже написал сценарий по мотивам рассказов Сюгоро Ямамото, но в процессе подготовки понял, что новая концессия совершенно не тянет большой бюджет. Пришлось срочно менять проект и вместо самурайской прозы Ямамото брать его же суровую бытовуху, которая уже через несколько месяцев превратится в ленту Под стук трамвайных колёс.

Куросава, кстати, писателя Ямамото очень любил (Цубаки Сандзюро и Красная Борода сняты по его книгам), а старик, между тем, помер в 1967 году. Надо было почтить его память хорошим фильмом.





Под стук трамвайных колес в прокате с треском провалился. Клуб четырех рыцарей после этого был распущен, Куросава несколько раз на полном серьезе пытался резать себе вены и горло, но потом придумал способ суицида поэффективнее — уехал в Советский Союз.

Прошло много лет. В конце 90-х по очереди умерли трое из «рыцарей». Сначала Кобаяси (октябрь 1996), потом — Куросава (сентябрь 1998), после него — Киносита (декабрь 1998). Кон Итикава, которому было на тот момент 83 года, решил почтить память ушедших товарищей и снять наконец тот самый неснятый фильм.





Сюжет Дора-хэйты — история из типичного дзидайгэки «золотого» века, но с явными куросавовскими интонациями. По сути — Цубаки Сандзюро Номер Два.

В городок Хоридзото прибывает новый магистрат. Уже четвертый за последний год. Репутация у этого местечка — адовая. Бордели, наркопритоны, игорные дома, склады с контрабандой. Все человеческие грехи на продажу. В столице даже говорят, что Хоридзото — самый беззаконный город в Японии, вот поэтому магистраты здесь и не держатся.

Но только новый магистрат Кохэйта Мотидзуки, известный в столице под прозвищем «Гулящий кот», совсем не похож на своих предшествеников. В своей канцелярии в резиденции князя он даже не появляется, но зато каждый вечер отвисает в злачных местах. Читает стихи проституткам и с бандитами жарит спирт.

На самом деле, таким образом Кохэйта реализует в жизнь собственный план по искоренению зла в Хоридзото. Талантливый сыщик, безупречный боец-рукопашник и непобедимый фехтовальщик, он за пару недель узнает всё о подпольной жизни местной братвы. Куда сложнее оказывается выяснить, кто из княжеского замка и его администрации заинтересован в том, чтобы Хоридзото оставался выгребной ямой.





Надо заметить, фильм с каждым разом смотрится все лучше и веселее. Кон Итикава мастерски совмещает куросавовские мотивы и собственный детективный скилл, набитый фильмами про Коскэ Киндаити. В итоге, герой Кодзи Якусё — тот самый Гулящий Кот — оказывается симпатичным гибридом из персонажей Тосиро Мифунэ и Кодзи Исидзаки.

И ветераны типа Бунты Сугавары на втором плане тоже везде к месту.

Еще фильм получил шесть номинаций на призы японской киноакадемии. Очень жаль, что среди них не нашлось также места для композитора Кэнсаку Таникавы. Его электронный ост, местами напоминающий даже Блейд-Раннера, одно из главных достоинств картины.





11. Бунт в Гудзо / Gujo ikki



Крестьянское восстанвие 1756 года в провинции Гифу — одно из важных событий японской истории лишь в том случае, если рассматривать её с позиции марксиста-лениниста. На самом деле, восстание не самое известное и далеко не самое кровавое. Просто в начале 1960-х про него написали хорошую пьесу, которая несколько лет ставилась на подмостках многих левацких театров.

Главный коммунист японского кино Сацуо Ямамото (Пионовый фонарь, Август без императора, Синоби 1-2-3) даже планировал снять по этой пьесе фильм и уже написал для него сценарий, но студийная система в конце 60-х порядком посыпалась (смотри выше историю про сьемки Дора-Хэйты), поэтому экранизации не получилось, а готовый сценарий пришлось адаптировать — не поверите! — в фильм про слепого массажиста Дзатоити (Спасение слепого самурая).



Киношники вспомнили про крестьянское восстание лишь четверть века спустя, когда 56-летний режиссер Сэйдзиро Кояма решил посетить город, где в свое время родился. Кояма был всю жизнь обычным честным ремесленником, но при этом поставил несколько популярных фильмов. Например, его картину 1987 года про собачку Хатико смотрят по сей день даже в России.

Когда Кояма приехал в Гифу, местные, разумеется, стали спрашивать, почему бы ему не снять фильм про родной город. Например, про крестьянское восстание во времена сёгуната. Кояма подумал и согласился, после чего его сразу повели к местному мэру. Сказали — нашему городу, да и всей провинции нужен собственный исторический фильм. И этот человек его снимет.

Мы привыкли, что в нашей стране весь соцзаказ снимается на государственные деньги (Министерство Культуры, Фонд Кино и прочие инкубаторы). И если кто-то решил снять фильм про Древнюю Русь, то это либо распил бабла, либо бредовая инициатива кучки оторванных от реальности ура-патриотов. В Японии в отличии от Великой и Могучей местечковое кино реально процветает. Люди искренне гордятся своим краем. Плюс прекрасно понимают, что любой фильм — это еще пять йен к рекламе регионального туризма.

А региональный туризм в Японии воистину сказочный.



Короче говоря, деньги на съемки фильма про восставших крестьян собирали по йене за счет благотворительности. И собрали за год несколько миллиардов. Потом людей в бесплатную массовку сгоняли и согнали почти 4000 человек. Кино, в итоге, вышло вполне масштабным и не бедным. С могучими толпами костюмированных статистов и реставрированным замком Гудзо-Хатиман на заднем плане. Пусть и совсем непохожим на тот, который стоял здесть 350 лет назад.

Жаль только, что кино получилось скучным. Нормальный такой качественный телеформат, где зато можно узнать на втором плане пару знакомых лиц из самурайских фильмов Хидэо Гося.



Режиссера Кояму через пару лет позвали в соседнюю провинцию снимать еще один фильм про восставших крестьян. Каждой префектуре ведь нужны собственные герои. Кстати, в том же 2000 году Такаси Миикэ поехал к бабушке на Кюсю и не вернулся пока не снял для местного правительства три фольклорные короткометражки, вышедшие позднее под названием Легенды из Кумамото.

Но про Миикэ мы расскажем в отдельном выпуске, а теперь два слова про историю восстания крестьян клана Гудзо.



1756 год. Не самые лучшие времена для Японии. Страной формально правит сёгун Токугава Иэсигэ. Хороший шахматист, но плохой политик и слабовольный заика, позволяющий править за себя бесконечным советникам.

Каков сёгун — таков и весь его огород. В клане Гудзо префектуры Гифу молодой наместник, который предпочитает жить в столице и не вмешиваться в дела своего края. Местные чиновники из-за этого совсем отбились от рук, поэтому помимо обычного четырехлетнего оброка решили ввести еще и дополнительные налоги. Крестьяне неприятно удивились и стали задавать вопросы. Собрали представителей из 120 деревень, пришли в усадьбу, позвали управляющего. Управляющий поджал хвост, обещал новые налоги отменить, а сам стуканул в столицу. Мол, людишки на местах бунтуют.

Сегунат разбираться не стал. Пригрозил массовыми казнями и налоги утвердил. Тут крестьяне совсем заволновались. Говорят, надо собрать ходоков и идти с петицией в столицу к нашему князю. Он, наверное, и не знает совсем, что сатрапы решили его людей голодом морить.

И потянулись ходоки в Эдо.





12. Сны о светлых небесах — Сёин и Такасуги / Souten no Yume Shoin to Shinsaku Shin-seiki eno Chosen





Рётаро Сиба — еще один знаменитый классик самурайской прозы с миллионными тиражами у себя на родине. На русский язык переведен, как обычно, только один роман писателя — Последний сёгун. Зато в этом году на Западе наконец издали его легендарную сагу про русско-японскую войну. Глазами японцев. В четырех томах. Надо будет на досуге почитать.

Рётаро Сиба скончался в 1996 году, после чего (почти как в истории про Дора-Хэйту) те, кто пережил, решили исполнить моральный долг перед покойным и сняли несколько новых экранизаций. Про две картины, вышедшие в 1999 году — Табу и Замок совя уже в свое время рассказывал. Теперь же разговор пойдет про телефильм 2000 года с длинным непроизносимым названием, которое я в заголовке грубо порезал.

Если в двух словах — Мечты о светлом будущем.

Главный герой романа 1971 года и, разумеется, этой экранизации — легендарный революционер эпохи Бакумацу Есида Сёин. Философ, педагог, стратег. А также... синтоистское божество в легендарном храме Ясукуни.

Прожил, между тем, человек всего 29 лет.





История жизни у человека интересная. Родился маленький Торадзиро Сёин в семье бедного самурая из клана Тёсю. У старшего брата его отца был более приличный доход от должности придворного стратега, но не было наследников, поэтому он с разрешения брата формально усыновил племянника. Усыновил и начал делать из него суперчеловека, вдадбливая ему в голову с 4 лет все доступные теоретические знания. Пацан был, к счастью, сообразительным, усидчивым и очень ответственным, поэтому уже в возрасте 10 лет он сам преподавал стратегию в местной школе, а в 11 — читал лекции по классической истории перед самим главой клана Тесю, который неоднократно говорил, что этот парень в будущем обязательно станет нашим главным сокровищем.

Юный Торадзиро знал самурайские азы от корки до корки, но тут в Японию приплыли американские корабли и многие японцы, включая нашего героя, стали догадываться, что со своим классическим бусидо западных варваров и их железные корабли они явно не победят.

А это значит, что нужно учиться у врагов.

В 1854 году 25-летний Сёин решает проникнуть на корабль американского адмирала Перри, чтобы поехать в Штаты и изучить там военное искусство противника. Сёин понимал, что идёт на смерть, ведь по законам сёгуната никто и жителей Японии не должен покидать границы своей страны. Адмирал Перри, в самом деле, возвращает любознательного интеллигента на берег, перед этим рассказав ему о чудесах демократического общества (это я уже про фильм). Мол, жить надо не ради абстрактной страны, а ради народа, семьи, будущего.



Есть в этой истории одна историческая неточность, которая возмутит русского патриота. Дело в том, что первым судном, куда пытался пробиться Сёин, был русский бриг под командованием Евфимия Путятина. Но лучше пока вернемся к нашему герою.

Будучи спущен с американского корабля, Сёин попал в тюрьму, где создал свою первую школу нового образца. Учеников в этой школе было мало, но среди них окажутся первые шесть или семь премьер-министров японского правительства, которое придет к власти после Революции Мэйдзи.





Фильм, про который мы рассказываем, телевизионный, но очень славный. В первую очередь, благодаря крепкой литературной основе и яркому персонажу. История Сёина, кстати, рассказывается в фильме его учеником Такасуги, который во время гражданской войны готовится к решающей битве, поэтому вещает солдатам про своего сенсея в формате мотивационной речи.

Сёина играет известный актер театра кабуки Хасиносукэ Накамура (Goemon, Ouroboros). Его ученика-рассказчика — Мансай Номура, известный всем, прежде всего, по заглавной роли в сказочной дилогии Onmyoji.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
red_atomic_tank
Aug. 19th, 2015 09:27 am (UTC)
Спасибо, будем посмотреть...
Про Электрического дракона я ранее слышал, но теперь по-настоящему заинтересовался.
myaw
Aug. 22nd, 2015 08:02 pm (UTC)
ОООООО! Dragon Eye "почему я до сих пор не вышла замуж" Morrison
эээммм...извините
%)))))))))
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow