Тот день, когда земные ученые докажут теорему Римана, навсегда изменит историю человечества. Люди выйдут в космос, обретут бессмертие. Профессор из Оксфорда Эндрю Мартин смог найти эти доказательства, но уже через пару часов после открытия был похищен инопланетниками.
“Братья по разуму” считают людей животными и не хотят, чтобы они вышли в космос. Ликвидированного профессора заменяют его двойником-воннадорианцем, миссия которого уничтожить все доказательства открытия и тех, кто про него знает. В первую очередь - семью профессора. Для этого у диверсанта есть все необходимое - подключение к центральной инопланетной матрице и суперспособности: телепатия, телекинез и так далее.
Нормальный писатель-фантаст мог бы написать на основе этого сюжета отличную жанровую книгу: энергичную и неглупую. Но Мэтт Хейг пишет мэйнстрим (то есть для домохозяек), поэтому сюжет неизбежно предсказуем. Пришелец постепенно проникается земной культурой (джазом, а также стихами Эмили Дикинсон), вклюбляется в свою земную жену, а потом отказывается не только от выполнения задания, но также от собственных бессмертия и возможности вернуться домой.
Скатывание в наивную экзистенциальную мелодраму книге можно простить (против дурацкого девочкового young adult’а я, например, ничего не имею), но Хейг пишет в манере сатирического памфлета времен Джонотана Свифта и Вольтера. Ну, знаете, когда иностранец или чужак попадает в человеческое общество и в режиме кандида пытается отрефлексировать все увиденное. “Человеческие лица - это что-то ужасное. Странные куски плоти с мерзкой слизью налеплены тут и там… А еще они едят мясо убитых животных”. Фанатам Дугласа Адамса такой юмор обычно нравится, но я, признаться, в этом формате лучше Михаила Задорнова послушаю.
Comments
а их все любят