?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3372/


Чтобы по достоинству оценить все перемены, произошедшие с Поднебесной за последние годы, стоит посмотреть хотя бы парочку китайских картин конца 1990-х

1. Ни одним меньше / Not One Less



В 1999 году живой классик “пятого поколения” Чжан Имоу снял первый фильм за свою карьеру, который не вызвал никакого баттхерта со стороны партии и цензуры. Идея у картины была на тот момент настолько востребованной и актуальной, что по словам режиссера цензоры почти не вмешивались. Просто сидели в уголке и время от времени шепотом умоляли показывать родную страну чуть менее бедной и отсталой.

Причина подобной терпимости заключалась в общем пафосе картины. За тридцать лет, прошедших после “культурной” революции, образовательный уровень среднего китайца не просто упал, а скорее совсем улетучился. Сотни миллионов граждан Поднебесной моложе 40 лет не могли похвастаться даже тремя начальными классами. Чтобы победить тотальную неграмотность китайское правительство провело в середине 90-х реформу образования, принудив нацию к обязательным девяти классам. Принудить легко – выполнить сложно. В глухих деревнях, число которых в Китае — тьма, закон продолжали успешно игнорировать, ссылаясь на отсутствие денег, учителей и прочие житейские сложности.

В фильме Чжана Имоу уже немолодой сельский учитель узнает о том, что его мать тяжело больна и отправляется её проведать. Чтобы учёба не простаивала (и дети не фулюганили), местный староста находит в соседнем селе учителя на замену – 13-летнюю девочку с тремя классами начальной школы. За месяц усердной работы и разучивания со школотой песен о клёвом дедушке Мао девочке обещают 50 юаней. И еще 10 юаней – если никто из учеников не сбежит из школы. Мол, раньше у нас было 40 учеников, но за последний год родители забрали десятерых. Чтобы теперь ни одним меньше – поняла? – ни одним меньше.

И девочка изо всех сил старается. Усердно следит за каждым школотёнком. Когда из районного центра приезжает известный физрук, чтобы забрать одну из её учениц и воспитать её олимпийской чемпионкой, учительница школьницу прячет. Когда один из учеников бросает школу и уезжает в город на поиски заработка – юная учительница отправляется вслед за ним.





Фильм снят на стыке документального кино и классического неореализма. Во всех ролях – непрофессиональные актеры, в роли сельского старосты – реальный сельский староста, в роли физрука – физрук. И так далее. И так далее.

На выходе — мощное социальное кино с эпичным гуманистическим пафосом.





Когда Чжан Имоу привёз картину на фестиваль в Канны, местная комиссия схватилась за голову. Половина отборщиков считала, что фильм является коммунистической агиткой, вторая половина была уверена, что кино наоборот откровенно антиправительственное. Чтобы не связываться с возможными последствиями отборщики решили убрать фильм из основной программы.

Когда об этом узнал сам Имоу, он просто забрал картину из Канн (а заодно и свой второй фильм, про который мы расскажем чуть ниже). Забрал и уехал, пояснив журналистам, что до глубины души возмущен европейскими либерастами для которых любой китайский фильм является агиткой – либо коммунистической, либо анти.

Позднее фильм Имоу получит четыре приза в Венеции, приз зрительских симпатий в Сан-Паоло и еще дюжину статуэток у себя на родине.

И это не удивительно. Настоящая современная классика. Must see.

2. Дорога домой / Road Home



Спустя полгода после выхода картины про маленькую учительницу Чжан Имоу выпустил свой следующий фильм. Снова про деревню, снова про учителей. И опять – большой успех. Гран-при и приз экуменического жюри на Берлинале, а потом еще целый ворох остальных международных кинопремий.

Главный герой возвращается из города в деревню на похороны своего отца. Старуха-мать убеждает сына, что тело отца, согласно традиции, нужно отнести в родное село, чтобы его дух никогда не забыл дорогу домой. Сын соглашается и просит местного старосту найти носильщиков для похоронной церемонии.

История с “возвращением домой” снята в черно-белых тонах. Параллельно с ней нам показывают историю знакомства и любви родителей главного героя. И, разумеется, эта сюжетная линия очень яркая и живописная. Много лет назад юная Чжао Ди влюбилась в молодого учителя, которого прислали в их село по разнарядке. Молодой человек тоже заметил интерес со стороны девушки, но был сдержан и невозмутим. Неловкие взгляды, случайные слова. Любовь молодых людей была чистой и безупречной. Даже судьбоносные (и не всегда приятные) события в истории страны не смогли помешать влюбленным.



Но для нас с вами важнее всего то, что в фильме дебютировали два актера, которые позднее станут большими звездами. 19-летняя Чжан Цзыи и 29-летний Сон Хонлей. Первая, еще не закончив пекинскую Академию Драмы, станет уже через год звездой международного уровня, сыграв в фильме Анга Ли Крадущийся тигр, притаившийся дракон. Второй, пройдя сквозь долгую череду харизматичных злодеев, станет новым романтическим героем Китая “для тех, кому за 30”.

Но это будет уже совсем другой Китай.

3. Прекрасный новый мир / Beautiful New World



Деревенский мужичок приезжает в Шанхай, чтобы получить выигрыш в лотерею – большую квартиру в центре города с видом на реку. Но по приезду выясняется, что организаторы лотереи слегка смухлевали – квартира оказалась еще не достроенной долёвкой, которая будет сдана под ключ только через долгих полтора года. Либо продавай по дешёвке, либо оставайся в Шанхае и жди, когда её достроят.

Деревенский мужичок решает остаться, поэтому снимает угол в квартире у своей дальней родственницы, которая, несмотря на молодой возраст, приходится ему типа двоюрдной теткой. Девушка тоже приехала из деревни, но очарованная богатством и возможностями мегаполиса работать не спешит, отчаянно пытаясь найти способ заработать по-быстрому. Из-за этого все разговоры в её доме лишь про выгодные связи, полезные знакомства и прочий блат, но на выходе у тётки – фейл за фейлом. Плюс бесконечное количество долгов по всему городу.

Девушка мечтает о лучшей жизни, а мужичок – хочет просто честно вкалывать. Например, торговать на улице горячим дошираком.







Истории про “стрекозу и муравья” в китайской традиции бывают грустные и поучительные, но бывают и с хорошим концом. Фильм 29-летнего дебютанта Ши Жуньцзю – из второй категории. Молодой режиссер после окончания киношколы работал ассистентом у Чжана Имоу (куда уж в нашей истории без него), но потом перебрался на MTV, где снимал рекламу и видеоклипы.

На первый взгляд, может показаться, что всего этого трендового мельтешения в фильме нет, но потом в кадре появляется тайваньский певец Риччи Рен, про которого мы уже несколько раз писали в параллельной гонконгской главе. А потом еще и знаменитый народный рокер Ву Бай в роли… ну, назовём это “призраком Виктора Цоя”.

Посмотрите фрагмент.



В роли сельского мужичка снялся Цзян У, младший брат режиссера Цзяна Вэня и просто хороший китайский актёр. Дебютировал он, кстати, за пять лет до этого в фильме Чжана Имоу Жить, ассистентом на котором работал Ши Жуньцзю.

Мир тесен. Даже в Китае.

Баня / Showerr



Фильм про сельского простачка и квартиру в Шанхае возник не на пустом месте. Это была вторая картина независимой кинокомпании Imar Films, созданной 30-летним американским продюсером Питером Лоером. Между прочим, это была первая в Китае настоящая инди-кинокомпания.

Первым проектом Imar Films был вышедший в 1997 году дебютный фильм режиссера Чжана Яна Любовная похлёбка с пряностями. Вторым – фильм Ши Жуньцзи Прекрасный новый мир (бюджет – $300.000, официальная премьера — на Берлинале). Третьим проектом – второй фильм Чжана Яна Баня (бюджет — $ 350.000, премьера – на фестивале в Торонто).

Про него мы сейчас и расскажем.



Чжан Ян – режиссер во втором поколении. Сначала закончил филфак в Гуандоне и только потом пекинскую киношколу. Все танцы вокруг “пятого” или “шестого” поколения парня благополучно миновали. Еще в начале своей карьеры он познакомился с западными инвесторами, после чего всю жизнь работал с оглядкой на международные фестивали.

Где-то на окраинах Пекина есть старая баня, которую содержит Старик Лю, живущий со своим великовозрастным сыном-дебилом (ну, в смысле – умственно неполноценным). Посетителей в бане немного (в основном, старички), но зато все посетители – люди очень лояльные и постоянные. Они приходят сюда почти каждый день выпить чая, сыграть в шахматы, получить массаж, банки на спину или олдскульный китайский педикюр.

Старший сын Старика Лю (тот, который не дебил) сбежал много лет назад в Шеньжень в поисках лучшей жизни. Но однажды он получил по почте фотку с изображением лежащего отца, у которого были закрыты глаза, и, решив, что отец помер, вернулся в Пекин.



Бюджет Бани был настолько скромным (даже для Китая), что продюсеры экономили на любой мелочи и даже на роль несчастного дурачка собирались взять настоящего дебила. К счастью, об этом узнал Цзян У, сыгравший главную роль в предыдущем фильме Imar Films, про который мы писали чуть выше. У попросился на эту роль и, в итоге, украл весь фильм.

Продюсеры опасались, что фильм провалится в прокате (быть индиком – штука опасная). Но вместо этого они дважды отбили бюджет на фестивальных предпродажах (фильм был даже в российском прокате), а потом с триумфом прокатились уже по китайским кинотеатрам.



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
aksuk
Jul. 22nd, 2013 12:17 pm (UTC)
Not One Less показывали по "Культуре" когда-то, но с другим названием (чуть ли не "Маленькая учительница"). Восхитительный фильм. Он там использует прием из "Зажги красный фонарь" - серо-желтый фон камня и яркое пятно на нем - человек. Удивительно и жалко, что девочка больше нигде не играла.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow