?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3241/#comm0


В 1999 году в истории индийского кино не произошло ничего переломного или умопомрачительного. Стартовали карьеры нескольких хороших режиссеров, несколько хороших актеров, наоборот, едва не вылетели в трубу.

Если посмотреть на список самых кассовых фильмов года, то можно изрядно удивиться. В десятке три фильма с Салманом Кханом и четыре фильма с Санджаем Даттом. Из пяти картин Акшая Кумара, вышедших в 1999 году, собрал приличные деньги только Зверь, а единственный сезонный релиз Шарукха вообще прошел под радарами. Необычный расклад.

01. Жена Номер Один / Biwi No 1(Салман, Сушмита, Каришма)
02. Нас не разлучить / Hum Saath Saath Hain (Салман, Каришма, Саиф, Табу)
03. Невыдуманная история / Vaastav: The Reality (Санджай)
04. Парни не промах / Haseena Maan Jaayegi (Санджай, Каришма, Говинда)
05. Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam (Салман, Аджай, Аишвария)
06. Зверь / Jaanwar (Акшай, Карисма)
07. Покаяние / Daag: The Fire (Санджай)
08. Я живу в твоем сердце / Hum Aapke Dil Mein Rehte Hain (Анил, Каджол)
09. Красавица / Khoobsurat (Санджай, Урмила)
10. Ритмы любви / Taal (Аишвария, Анил, Акшае)


Если же внимательно изучить результаты индийского “Оскара” – премии Fillmfare – то вывод напрашивается самый неожиданный. Две самые премированные картины – фильмы с участием Аишварии Рай. В 1999 году 25-летняя актриса наконец стала звездой и вышла в высшую лигу. А теперь подробнее.

Лучшая картина: (Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam

Остальные номинанты:
- Ритмы любви / Taal,
- Невыдуманная история / Vaastav: The Reality
- Патриот / Sarfarosh,
- Жена Номер Один / Biwi No 1

Лучший режиссер: Санджай Лила Бхансали (Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam)
Лучший актёр: Санджай Датт (Невыдуманная история / Vaastav: The Reality)
Лучшая актриса: Аишвария Рай (Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam)
Лучший актер второго плана: Анил Капур (Ритмы любви / Taal)
Лучшая актриса второго плана: Сушмита Сен (Жена Номер Один / Biwi No 1)
Лучший комедийный актёр: Говинда (Парни не промах / Haseena Maan Jaayegi)
Лучший злодей: Ашутош Рана (Криминальный роман / Sangharsh)
Лучший дебютант: Рахул Кханна (Земля / 1947 Earth)
Лучшая дебютантка: Нандита Дас (Земля / 1947 Earth)
Лучший сценарий: Джон Мэтью Мэтан (Патриот / Sarfarosh)
Лучшие диалоги: Хридай Лани (Патриот / Sarfarosh)
Лучший сюжет: Винай Шукла (Крестная мать / Godmother)
Лучшая музыка: АР Рахман (Ритмы любви / Taal)
Лучшая лирика: Ананд Бакши (Ритмы любви / Taal)
Лучший вокалист: Удит Нараян (Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam)
Лучшая вокалистка: Алка Ягник (Ритмы любви / Taal)
Лучшая постановка боёв: Тинну Верма (Любовь превыше всего / Arjun Pandit)
Лучшая хореография: Сародж Кхан ((Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam))
Лучший оператор: Кабир Лал (Ритмы любви / Taal)
Лучший монтаж: Джетху Мандал (Патриот / Sarfarosh)
Лучший звук: Ракеш Раджан (Ритмы любви / Taal)
Лучший фильм по выбору критиков: Патриот / arosh
Лучший актер по выбору критиков: Манодж Башпай (Тяжесть на душе / Shool)
Лучшая актриса по выбору критиков: Табу (Родственные души / Hu Tu Tu)


1. Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam



В 1928 году 20-летний Мирча Элиаде (в будущем – известный философ и писатель, но к моменту этого рассказа – всего лишь выпускник Бухарестского университета) отправился в Индию, чтобы учиться в Калькутте санскриту и основам индийской философии. Помимо обретения всех прочих радостей жизни молодой Мирча также влюбился в дочь своего наставника Дасгупты – юную Майтрейю Дэви. Девушка, между прочим, была не только красивая, но и дико талантливая. В 15 лет писала стихи и считалась протеже самого Тагора.

Неизвестно, что там между молодыми людьми приключилось, но когда Элиаде вернулся в Европу, то он сразу же издал полуавтобиографический роман о любви европейца к юной дочке своего покровителя – девушке по имена Майтрейя, поэтессе и протеже Тагора.

Книга есть на русском, короткая и очень занимательная – мой вам искренний совет.

Сорок лет спустя о существовании этой книги узнала сама Майтрейя (к тому моменту – известная писательница и одна из самых передовых женщин Индии). Женщина была в порядочном удивлении (если не сказать — шоке. Книжка выдавала себя за чистый фикшен, но при этом в ней без труда узнавались реальные люди и события. И что самое печальное – в ней был секас. Очень-очень много секаса. Не удивительно, что через пару лет Майтрейя написала собственную версию тех же самых событий, из которой следовало, что у героев так ничего и не вышло.

Полный несрост.

Книга Майтрэйи получила премию Индийской Академии и по сей день считается классикой современной бенгальской литературы. Она, разумеется, есть на английском, но на русском её нет, увы.



Фильм Навеки твоя, с которого мы начинаем обзор индийского кино 1999 года, является вольной экранизацией этого романа. Очень и очень вольной (если верить справочникам, там со второй половины уже вовсе не Элиаде и не Деви, а популярный германский киношлягер времен Третьего рейха, но про это в другой раз).

Очень сильное и совершенно нестареющее кино. Плюс одиннадцать призов индийской киноакадемии, шесть призов Filmfare, шесть Zee Cine и один Серебряный Лотус.



Легендарные солончаки на границе Гуджарата и Раджастана. Здесь живёт в своей усадьбе знаменитый певец и гуру классической индийской музыки Пандит Дарбат. Со всей страны съезжаются в его дом молодые люди, чтобы стать учениками мастера, но только единицам выпадает такой шанс. Среди счастливчиков – Самир, наполовину – индиец: наполовину — итальянец. Парень уже закончил обучение вокалу в итальянской оперной школе и теперь намерен изучить искусство на родине своих предков. Мастер Дарбат в нём души не чает, пока однажды не узнаёт, что у парня с его дочерью Нандини большая-пребольшая любовь. Ученика с позором изгоняют из дома, дочка получает хороших люлей, после чего её скоропалительно выдают замуж.

Муж Нандини – хороший и порядочный парень из приличной семьи – видит, что молодая жена сохнет по другому мужчине, поэтому делает ей однажды неожиданное предложение…







Самира играет 33-летний Салман Кхан, Ванраджа – 30-летний Аджай Девган, но настоящим прорывом картина стала вовсе не для них, а для исполнительницы роли главной героини – 25-летней Аишварии Рай.

Девушка из приличной семьи потомственных кшатриев (папа – океанолог, мама — писательница) планировала стать врачом, но в 17 лет выиграла конкурс журнала Vogue, в 20 – стала Мисс Мира, а в 23 – дебютировала в кино.

Дебютировала плохо. В первых фильмах её дублировали (девушка говорила на тамильском с жутким акцентом), а критики взапой писали, что молодая актриса даже не дерево, а просто пластмасса. Даже после главной роли у короля кассы Шанкара (это который потом Робота снимет и много другого вкусного) Аиш ходила в обычных золушках.

Но потом внезапно выстрелила в июне 1999 года у Бхансали, а два месяца спустя — у Субхаша Гхая, про фильм которого мы вам сейчас и расскажем.

2. Ритмы любви / Taal







Второй фильм с Аишварией Рай из нашего обзора смутно напоминает сюжетом первый, но это ни грамма не уменьшает его значимость. Две картины, будто обеузмевшие инь и янь, отчаянно сражались за призы киноакадемии и за бокс-офис, и, хотя выиграла работа Бхансали, ветеран Субхаш Гхай тоже не ушел с пустыми руками.

Что еще интереснее – Ритмы любви оказались неожиданным хитом в американском прокате. Перед нами первая индийская картина за историю кино, которая попала в двадцатку бокс-офиса от журнала Variety. И это еще не конец её заокеанского признания. Несколько лет спустя ныне покойный Роджер Эберт включит фильм Гхая в свой очередной фестиваль “Эбертфест”, где он всегда стремился показывать массовому зрителю “потерянные” шедевры.







В Ритмах любви Аишвария Рай снова играет дочку известного на всю страну народного певца, но только на этот раз не с пустынного запада, а с горного севера.

На этот раз персонажей Салмана и Аджая поменяли местами. Девушка влюблена в доброго и понимающего наследника из богатой семьи (24-летний Акшай Кханна), но выйти замуж вынуждена за шумного и эксцентричного композитора (42-летний Анил Капур). Их семьи ссорятся, потом мирятся, потом снова ссорятся…. и музыка, музыка, музыка, музыка не перестает играть в кадре.

3. Патриот / Sarfarosh



В 1998 году Индия и Пакистан впервые испытали ядерное оружие. Обе страны поклялись, что не собираются атаковать друг друга, но уже в мае 1999 года на общей границе вспыхнул серьезный вооруженный конфликт, вошедший в историю региона как “Каргильская война”. Пакистанская армия попыталась без предупреждения пересечь границу, чтобы оккупировать принадлежащие индийцам горные перевалы, но была вынуждена отступить под массированным огнем со стороны противника. После двух с половиной месяцев спорадических схваток и авиа-обстрелов индийцы с победой вернули все свои территории и инцидент прекратился.

Прекращение огня ничего не решило в отношении Индии и Пакистана. Спустя всего два года в регионе начнется настоящий кровавый расколбас, но это будет в будущем. А пока главным следствием пограничных конфликтов стало то, что в стране в очередной раз обострились отношения между индуистами и мусульманами. До кровавых соплей, безжалостных погромов и повальных увольнений из государственных учреждений.

Фильм Джона Мэтью Мэттена Патриот вышел за месяц до начала Каргильской войны и попал в самое яблочко актуальности. Особенно примечательно, что режиссер-дебютант пытался снять этот фильм на протяжении семи лет. Семи долгих и мучительных лет. В 1999 году Джону чудесным образом подфартило, что принесло новичку, в итоге, хорошие сборы в прокате и десять номинаций на премию Filmfare.



В пограничном штате Раджастан участились случаи нападений на пассажирские автобусы. Полуголые люди с автоматами выбегают из джунглей, расстреливают всех пассажиров, а потом снова скрываются среди деревьев, собрав с трупов все ценное. Власти уверены, что оружие бандитам поставляют из-за границы пакистанские посредники в надежде посеять хаос и панику в регионе.

Для борьбы с партизанами из Мумбая присылают нового следователя – молодого индийца Сингха Ратода (Аамир Кхан). Сингх узнаёт, что его предшественником был честный и смелый следователь Салим, который не получил его место лишь потому, что он мусульманин. Сингх предлагает Салиму работать под его началом, но тот в приступе профессиональной гордости отказывается от предложения.

Кому больше верить в борьбе с исламскими экстремистами – мусульманам или индийцам. Новому следователю приходится не раз задуматься над этим вопросом. Особенно после того, как выяснится, что главный помощник преступников – его кумир. Легендарный народный певец и сочинитель прекрасных газелей Гульфам Хассан (Насируддин Шах).



Как и любое “проблемное” произведение фильм Джона Мэттена за 14 лет заметно устарел, но при этом возраст не испортил его жанровых качеств. Сцены полицейских операций сняты весьма эффектно и круто (напомним на минутку, что у фильм призы Filmfare за сценарий, диалоги и монтаж). Без голубей и Чоу Юн Фата, но все еще эффектно.

4. Невыдуманная история / Vaastav: The Reality



Культовое гангстерское кино с Санджаем Даттом. Третья строчка в списке наиболее кассовых фильмов 1999 года. Приз Filmfare за лучшую мужскую роль.

История фильма начинается с ежегодного ритуала поминок на берегу океана, где маленький мальчик просит рассказать своего дедушку о покойном батюшке. То есть нам с самого начала известно, что герой очень плохо кончил. Помер наш герой.

После этого мы узнаем, что этот человек – молодой бездельник по имени Рагху Шивалкар. Парень не хочет работать, не хочет учиться, хочет только тусовать с друзьями. После ряда “серьезных разговоров” домашние предлагают сыну открыть собственный киоск с шавермой. Идея внезапно оказывается козырной. Теперь Рагху может целый день тусить с приятелями и пить пиво, но при этом еще и зарабатывать деньги.

Очарование новой работой длится до того момента, пока за шавермой не пришел первый бандит. Бандит не собирался платить, вёл себя как хозяин, хамил и унижал шавермщиков. Но когда они его случайно порешили, оказалось, что убитый – брат известного уголовного авторитета. Чтобы прикрыть себя от его мести, Рагху и его друзья были вынуждены вступить в другую банду.

И понеслось.

Спустя несколько лет Рагху Шивалкар – уголовный авторитет международного уровня. Очень крутой и богатый человек. А еще — наркоман и будущий отец. Но любой фарт не бывает вечным. Решив опрокинуть своего могущественного босса, Рагху сам оказывается вне закона.



Прообраз главного героя – знаменитый гангстер Чота Раджан. Бывший падаван “преступника номер один” Ибрахима Давуда, попытавшийся уйти из под крыши босса на вольные хлеба и последние 20 лет спрятанный от его мести где-то в Юго-Восточной Азии. Вроде бы, все еще живой.

По мотивам уголовного дела Чоты Раджана позднее снимут еще несколько примечательных фильмов (например, Компанию Рамгопала Вармы), но Vaastav и по сей день остаётся наиболее культовым из них.

Подобно большинству криминальных саг (особенно — индийских), фильм достаточно занудный, но свои обаяние и колорит у него безусловно есть. Главная ударная сила – последние 15-20 минут, спойлерить которые я вам точно не стану.



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
neon_fit
Jul. 19th, 2013 11:14 am (UTC)
Давненько я не изучал матчасть, спасибо.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow