?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3077/


2012 год в очередной раз показал, что японское кино – для японцев. Год в коммерческом отношении был для внутреннего рынка очень удачный и нажористый, но если ты гайдзин и не особо в теме – смотреть совершенно нечего.

Напомним, что предыдущие года были куда более яркими и неожиданными, но 2012 в истории японского мэйнстрима – увы! — год безликого и серого мэйнстрима.



Большинство известных мастеров весь год молчало, спасовали по непонятным причинам даже студии Ghibli и Sushi Typhoon. А те, кто все же были активны, делали это не особо удачно. Цукамото – по сути срезался, Сион Соно – тоже, Сого Исии в своей новой многобуквенной реинкарнации – также был не в фокусе. По несколько фильмов выпустили Такаси Миикэ и Нобору Игути, но об это чуть ниже.

Из 25 самых кассовых японских фильмов года 17 или 18 – это сиквелы к популярным телесериалам и аниме. То есть зрелище, которое смогут оценить только фанаты.

Например, Покемон 15: Кюрэм против Священного меченосца. Ох, ох, ох.

Начать обзор десяти лучших фильмов следует с двух картин Такаси Миикэ. К неудовольствию всех его хейтеров Миикэ в этом списке настоящий король. Он – единственный, кто пытался в прошлом году связать мэйнстрим и артхаус. Не сказать, что особо удачно, но хотя бы старался.



1. Козырный адвокат / Attorney Ace

В недалеком, почти тоталитарном, будущем судебные процессы превратились в настоящее эстрадное шоу, где побеждает чаще не тот, кто прав, а тот, кто круче умеет кричать пафосные речи и убедительно вращать глазами. Вы скажете, что правосудие и сегодня ничем от этого не отличается и будете… не совсем правы.

Козырный адвокат – экранизация популярной серии видеоигр, поэтому в происходящем на экране больше не фантастики и социального комментария, а гротеска, иронии, безумного визионерства и детского позёрства.

Напоминает больше не традиционный западный процессуал, а передачe Игра в детектив из далекого советского прошлого. Но только с большим бюджетом, хорошими японскими актёрами, зажигательной мииковской безуминкой и плюшевыми копами в качестве офицеров конвоя.



2. Во имя любви / Ai no Makoto

Второй фильм Такаси Миикэ в этом списке, на этот раз – мелодрама про любовь жигана-хулигана и девочки-пай. Песню Михаила Круга мы вспомнили не случайно, благо фильм Миикэ – это самый настоящий… мюзикл.

Я, когда его начинал смотреть, об этом даже не подозревал, поэтому порядком опешил после того, как вышедший против толпы гопников Сатоси Цумабуки внезапно остановился и запел что-то из Кости Кинчева. Ну, или почти из Кости Кинчева.

Во имя любви – японские Стиляги. Экранизация манги, которая была популярна еще в те годы, когда сам Миикэ учился в школе и ходил стенка на стенку. Любовь режиссера к покойному мангаке Икки Кадзиваре всем известна – он его раз пять экранизировал еще на заре своей карьеры. Аечка и Макото – очередной оммаж кумиру, очень дорогой и амбициозный.

К сожалению, песни в фильме не настолько крутые, как хотелось бы. Или, быть может, мы их просто слишком плохо знаем. Группа крови на рукаве, мой порядковый номер на рукаве….



3. Котоко / Kotoko

У девушки Котоко необычное психическое расстройство – она видит людей в двух ипостасях. Бывает, идёт Котоко по улице, а навстречу ей — добрый дяденька. Улыбается, говорит: здравствуй, девочка, здравствуй, красавица. Хороший добрый дяденька, но только не один он идёт по улице. Рядом с ним – злой близнец, который скалится, щурит глаза и шепчет сквозь зубы: вот и попалась, сучка, хана тебе.

Когда в голове такие тараканы, трудно понять, где живой человек, а где плод воображения, поэтому с социализацией у Котоко серьезные проблемы.

Из этой безумной идеи можно было придумать отличный жанровый замут в духе Синдрома Стендаля или Лиц в толпе, но режиссер Синья Цукамото последние годы совершенно не в фокусе, поэтому примерно с середины лента неизбежно превращается в обычную мазохистскую кунсткамеру с режиссером в главной роли.

Несмотря на это, идея шизофренических доппельгангеров все равно очень и очень красивая.



4. Робо Джи / Robo G

Фирма по выпуску стиральных машин и холодильников решила принять участие в выставке научных достижений. Чтобы не ударить перед коллегами в грязь лицом, директор поручил своим работникам сделать для выставки робота, который мог бы ходить и разговаривать.

Работа над роботом продвигалась медленно и без особых успехов, но за несколько дней до выставки случилась трагедия – единственная рабочая модель робота упала в окно и превратилась в кучу металлолома. Предчувствуя неприятности, горе-учёные приняли отчаянное решение – заменить робота живым человеком в стальном костюме.

После долгих и мучительных кинопроб роль машины досталась дряхлому пенсионеру, прежде игравшему в театре на вторых ролях. Получив впервые в жизни главную роль, пенсионер воспрял духом и… серьезно отклонился от запланированного сценария.

Всего через пару дней чудо-робот стал кумиром миллионов японцев.

Синобу Ягути – лучший комедиограф Японии, но Робо Джи далеко не самая удачная его работа. Потенциал идеи раскрыт, увы, не полностью. К тому же, на поверку фильм оказывается больше не комедией, а социальной драмой о судьбах стареющего поколения.

Несмотря на это, фильм занимает заслуженное место в этом списке.



5. Лесоруб и дождь / Woodsman and Rain

Группа киношников приезжает в глухую горную деревушку, чтобы снимать там фильм про конец света и про зомби-апокалипсис. Местные жители – простые мужики “от сохи” – смотрят на происходящее с изрядной долей скепсиса, пока фанатом съемок не становится местный лесоруб Киси. Будучи приглашен в массовку, лесоруб просит почитать сценарий, и история из этого сценария производит на сурового сельчанина настолько сильное впечатление, что он поднимает всех местных для участия в картине.

Бен Аффлек снял в прошлом году фильм о том, что фантастическое кино, пусть даже самое плохое, способно спасать человеческие жизни. Будто в продолжение этой темы 34-летний артхаусный режиссёр Сюити Окита продолжил там, где Аффлек остановился на полуслове – оно спасает не только тело, но и душу.

Возможно, мои слова прозвучали слишком пафосно и с претензией — кино у Окиты гораздо проще и веселее, чем могло показаться. Разве можно придумать что-то более угарное и мотивирующее, чем съемки любительского фильма про зомби.



6. Сортир живых мертвецов / Zombie Ass: Toilet of the Dead

Если начали рассказывать про зомби, то мимо нового фильма Нобору Игути нам точно не пройти. Мастер туалетного юмора и пародийного сплаттера выпустил в прошлом году ультимативную зомби-комедию, где нашлось место всем его любимым девиациям.

Если у вас есть приятель-сноб и вы не знаете, как довести его до истерики – заставьте его посмотреть фильм Zombie Ass.

Если название не показалось вам подозрительным, я расскажу вкратце одну из ключевых сцен.

Девушка мечтает стать фотомоделью. В надежде похудеть по-быстрому, она решает поехать с друзьями на рыбалку, чтобы накушаться там живущих в свежей рыбе червей-паразитов.

Ном-ном-ном.

Обожравшись глистов, героиня ощущает приближение поноса и бежит к ближайшему дачному сортиру. Пока красавица тужится над очком, из дерьма выплывает обгаженный зомби. Он долго и старательно пытается ухватить девушку за попу, пока жидкие какашки валятся ему на лицо. Прицелившись, зомби рычит и совершает долгожданный бросок, после чего перепуганная героиня с жутким воплем (и своим дерьмом тоже) вылетает из трясущейся кабинки.

Вслед за ней, из кабинки выходят несколько обгаженных зомбаков, которые начинают закидывать всех остальных персонажей фильма всевозможными фекалиями.

Вы еще здесь? Продолжаем обзор.



7. Садако / Sadako 3D

В прошлом году японцы ребутнули свой главный хоррор-брэнд – Звонок. То ли ребутнули, то ли просто продолжили – особо не важно. Перезапуск получился откровенно плохим, но я не удержался, чтобы не поставить его в этот список.

Жанр джей-хоррора окончательно выродился и будет выглядеть теперь, видимо, именно так – цветастой и глупой безделицей для школьников средних классов. Печально, но факт.

Летом выходит сиквел.



8. Метаморфозы / Henge

Один из победителей прошлогоднего фестиваля фантастических фильмов в Юбари. Малобюджетная, лаконичная, но зато очень атмосферная хоррор-фантазия на тему японской мифологии и новелл Франца Кафки.



9. Клуб Токийских Плейбоев / Tokyo Playboy Club

Однажды в автомастерской на окраине Токио появился жеваный очкарик, который начал нудно бормотать: мол, местные работяги слишком сильно шумят и из-за этого он не может готовиться к экзамену. Парня, разумеется, попытались послать на три буквы, но он схватил в руки монтировку и начал требовать не только тишины, но и уважения. Работяги в тот же миг испуганно заткнулись, а очкарик, внезапно ощутивший за собой силу, стал бычить и обзывать всех нехорошими словами. Обнаружив, что один из мастеров его упорно игнорирует, очкастый хам попытался на него наехать, но в ответ… получил монтировкой по голове.

Оставшись после этого инцидента без работы, гордый мастер решил отправиться в Синдзюку, чтобы поискать работы у своего школьного товарища, который владеет небольшим баром в квартале красных фонарей.

Последние годы я откровенно скучаю по фильма про якудза, которые снимали пачками в 90-е Такаси Миикэ, Рокуро Мотидзуки и прочие мастера секса, лжи и видео. Неонуар Есуки Окуды – самый приличный образец этого жанра из вышедших в прокат за последний год.



10. Крот / Himizu

Пролетев мимо нескольких коммерческих проектов, Сион Сионо возвращается к душещипательным рассказам про современных подростков. Крот – история старшеклассника, который решил бросить школу, чтобы работать на лодочной станции, доставшейся ему от сбежавших родителей. Типа крыша есть, работа есть – кому нужна ваша несчастная школа?

Понятно, что длится триумф юношеского пофигизма совсем недолго. Реальность кусает пацана за яйца и делает это настолько болезненно, что он в приступе бесконечного ангста решает покончить с собой. Но только необычным способом – через тотальное истребление всех подонков.

На самом деле, кино у Соно получилось очень глупое и гомерически смешное, но почерк у мастера настолько четкий и красивый, что пропускать его мимо топа отчаянно не хочется. Тем более, что школьница в фильме очень красивая и мотивирующая.

Ох уж, эти японские школьницы.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
m_holodkowski
Mar. 28th, 2013 08:02 am (UTC)
Если "Во имя любви" – это японские "Стиляги", то "Котоко" – это японское "Кококо"? ;)
(Извините за банальный юмор, просто напрашивалось).

Спасибо за ценнейший обзор!
wrdo
Jun. 4th, 2013 03:37 pm (UTC)
"во имя любви", по-моему, - жуткое говно. на редкость дурно исполненные песни, про которые он ближе к середине, слава богу, забыл. отсутствие харизматичных персонажей. совершенно убогая главная "злодейка". затянутый хронометраж при отсутствии драмы. дерьмовые драки, в конце концов.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow