?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3053/#comm0


Ровно месяц назад мы опубликовали в этом блоге материал под названием Почему мы не любим азиатское кино, где каждому читателю предлагалось рассказать что именно, с каких пор и по чьей вине смущает его в фильмах из Японии, Китая, Кореи и Индии.

Опрос был интересный, смешной и очень познавательный, но что более важно – у многих из вас возникло впечатление, что обязательно появится сиквел. Статья, где Зилич ответит на накопившиеся вопросы, а потом научит варваров любить азиатское кино.

Предполагалось, что это будет выглядеть следующим образом.

ЧИТАТЕЛЬ: Я не могу смотреть азиатские фильмы, потому что все азиаты похожи друг на друга. Они желтые, косоглазые и совершенно не умеют играть. Зато умеют переигрывать, громко кричать, танцевать джагу и бить ногами с вертушки. Что со мной, доктор?

ДОКТОР ЗИЛИЧ: Хммм, молодой человек, вы серьезно заблуждаетесь. Британские учёные доказали, что косоглазость азиатских актёров – это обман зрения. На самом деле, они белые, добрые и пушистые
….

Ну, так вот. Подобных стэндапов в формате “вопрос-ответ” здесь не появится. Они — стэндапы — по сути очень глупые, бессмысленные и не способны переубедить даже дебила с пятью классами в школьной ведомости..

Вместо этого я расскажу вам четыре истории. Четыре автобиографические истории о том, как я сам полюбил японское/китайское/индийское/корейское кино. В этих историях не будет ничего рационального, только чистые и незамутненные эмоции. Возможно, кто-то почерпнет из этих историй что-то полезное (на уровне эмоций, разумеется), а кто-то окончательно решит для себя, что автор этого блога… ну, допустим – дебил с пятью классами в школьной ведомости.

Поехали.



История Номер Один.

1990 год. Автору этих строк — 12 лет. Отец приводит его в кино на Семь самураев. Кино мучительно длинное и черно-белое, но зато про меченосцев, с крутым рубиловом и ядреным запахом сурового японского моджо в воздухе.

После финальных титров мы выходим на улицу, отец смотрит на солнце, щурится и говорит: а вот есть еще такой фильм — Знамена самураев. Там был крутой момент, когда персонажу попадает стрела в глаз и глаз прямо так – чпоокххх! – вытекает наружу.

Батя всегда умел правильно пересказать кино или книгу. Например, именно благодаря его пересказу, я много лет был уверен, что Унесенные ветром – это боевик про ку-клуц-клановцев. Памятный рассказ про стрелу в глазе я тоже никогда не забуду. Уверен на сто процентов, моя любовь к японскому трэшу, фильмам про самураев и даже к черно-белой японской классике родилась именно в тот незабываемый летний день.

Забавно, что Знамена самураев, которые появились в моей коллекции еще лет пятнадцать назад, я посмотрел впервые только вчера, когда начал писать этот текст. Наверное, боялся. Теперь – нет.

Вот он – тот самый эпизод со стрелой.



История Номер Два.

1994 год. Автору этих строк – 16 лет.

По кабельному телевидению показывают Наемного убийцу Джона Ву и это начисто срывает крышу юному киноману. Оказывается, артхаусное кино вполне может быть жанровым. И не просто жанровым, а ультражанровым — с бесконечными ганфайтами, потрясающим экшеном и героями, за которых переживаешь словно за лучших друзей. Особенно шокировало еще то, что режиссер откровенно глумится в некоторых сценах, игриво показывая — мол, это всего лишь игра. Всего лишь игра – злая и циничная, но это не снижало уровня эмпатии и вовлеченности, а только прибавляло восторга и искреннего кайфа. Настоящее кино — вот оно!

Джекки Чан, Само Хунг, Сэм Хуи и прочие костоломы пришли в наши видеосалоны намного раньше, но именно в тот вечер родилось моё увлечение гонконгским кино. В тот вечер Джон Ву поставил в моей голове профессиональную планочку, до которой так и не смогли дотянуться в последствии режиссеры из усталой, самодовольной, вечно изучающей собственный пупок Европы.

Гонконгский кинематограф 90-х – лучший на планете. Прошло уже 20 лет, но люди не хотят в это поверить. Их учили в школе, что настоящее искусство – это когда муха полчаса ползет по стеклу, а человек пристально смотрит на её путь, цитируя Сартра на португальском. Муха – это искусство, фильмы про кунфу – нет. И для них это аксиома.

Если вы не верите мне — послушайте хотя бы Бордвелла..



История Номер Три.

1999 год. Автору этих строк – 21 год.

Его друзья торгуют на рынке порнухой и контрафактом, поэтому он без особого труда выслеживает все японские и гонконгские фильмы, которые появляются на видеокассетах.

Однажды его осеняет, что индийское кино – это тоже азиатский кинематограф, а это означает, что не мешало бы прокачать свой скилл еще на пару уровней. Я начинаю смотреть индийское кино упаковками. Без особой радости или увлечения, проматывая целые куски, пока мне не попадается дебютный фильм 26-летнего Карана Джохара Все в жизни бывает.

Фильм наглухо выносит мне мозг. Фильм — феерический поп с песнями и плясками, но этот поп нарушает все законы жанра настолько отчаянно и смело, как не могут себе позволить больше никто и нигде. В 1998 году подобный фильм мог снять, быть может, еще Ларс фон Трир, но он был занят совершенно другими делами.

Расскажу в чем цимес.

Как обычно в классическом индийском кино, фильм состоит из двух частей. История начинается с того, что бабушка или тетка (я уже не помню кто) рассказывает маленькому мальчику почему у него нет мамы. Если точнее (с мамой все понятно, она умерла при родах), бабушка рассказывает о том, как познакомились и полюбили друг друга его мама и папа.

Дальше нам показывают историю молодого студента, который дружил с двумя девушками – любил одну, но женился на второй. История веселая, задорная, светлая… но мы то уже знаем, что жизнь всех трех героев будет сломана. И это знание зверски разъедает душу. При этом режиссер не спешит давить слезу и развлекается по полной программе, но чем больше он развлекается, тем больше тебя вдавливает в кресло от ощущения неизбежной трагедии. По сердцу бьет словно молотом.

Лепить трагедии и датчане научились, но только индусы умеют выходить из этих трагедий победителями. Во второй половине фильма мальчик решает свести папу-вдовца с его бывшей любовью, чтобы получить для себя новую маму. Народное кино в лучшем виде. С катарсисом и слезами счастья на лице. Не знаю как этот фильм смотрится сейчас (я его так и не пересматривал), но в 1998 году он был лучшим.



История номер четыре.

2002 год. Как вы уже догадались, пришла очередь для корейского кино.

Шири и Ли Мен-се пришли к нам за два года до этого, но только после выхода My Sassy Girl, Kick The Moon, Attack The Gas Station и появления этих фильмов в Сети (а ведь широкополосного интернета в те годы еще не было), стало очевидно, в чем истинное обаяние корейцев.

В том, что на экране они – кавайное быдло. Совсем как русские.

В отличии от китайцев и японцев, в характере которых много имперской многовековой гордыни и генетической сдержанности, корейцы пришли в капитализм почти одновременно с россиянами, а рыбак рыбака, как известно, издалека. Киношные корейцы любили жрать, бухать, громко орать и бить друг друга по голове по любому поводу. И в этой своей бытовой непосредственности, а также — ностальгической любви к местечковому маскульту 90-х корейцы покорили сердца многих наших соотечественников.

Не просто покорили. Корейцы заняли в этих сердцах зияющую пустоту, которую там оставило издохшее отечественное кино. Комедии и ромкомы. Когда ты смотришь современные российские комедии и ромкомы, то понимаешь, что это про каких-то сферических русских в вакууме. Ну, или про армян в вакууме. Армяне в тренде, вы же в курсе.

С хорошими корейскими фильмами совершенно иная история. Ты пугающе узнаешь героев в собственных соседях — ситуации, диалоги, последствия. От Самары до Москвы – 1000 километров. От Самары до Сеула – 4000. Но иногда кажется, что совсем наоборот.

Этот поток субъективного сознания можно продолжать до бесконечности. В запаснике (как и у любого киномана) есть истории (а не наблюдения как в последних двух случаях) про итальянское кино, французское, скандинавское, британское, австралийское, но все они выходят за границы сегодняшней темы.

Я закончил свой рассказ.

А что есть рассказать вам?

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
vrochek
Mar. 20th, 2013 08:05 am (UTC)
Крутой рассказ. Пять баллов! Отец знал толк в хорошем кино и правильном пересказе:_))


А мне сначала вынес мозг "Круто сваренные", причем первые полчаса я не понимал в фильме ничего, а потом -- потом настал катарсис.
Хотя следующий просмотренный фильм Ву "Наемный убийца" меня добил окончательно. Пулей в голову:) Тот, старый Ву, имхо, до сих пор недостижимый идеал гонконгского кино.
pro_midori
Mar. 20th, 2013 08:49 am (UTC)
Конец весны 2011. Свободное плавание по просторам интернета после просмотра аниме Hana yori dango (1996-1997) приводит на сайт 7FLOOR, где в описаниях корейских фильмов я натыкаюсь на название: "Я киборг, но это нормально". Впечатлившись цветовой гаммой скриншота, смотрю фильм, а потом не могу уснуть до утра.
Так и понеслось.
Если спросить меня "почему именно", то первое, что приходит в голову - воплощенная искренность.

dyk_de_bosch
Mar. 20th, 2013 09:42 am (UTC)
Не, ну как можно забыть главное!!!
1990 год, в программе "Вокруг Света" 15-минутными кусками показывали "Боевые искусства Шао-линя".

Это было откровение гораздо круче "Звездных войн", к примеру, просмотренных мной впервые примерно в том же году. Потому что, сука, это было кунг-фу! Оно свело с ума ВСЕХ пацанов в моем поселке. Мы пиздили у папаш бамбуковые удочки и делали из них "шаолиньские шесты". Сооружали первые деревянные мечи, когда всякие толкиенисты были ещё в далеком проекте, обматывали майками морды и в таком виде килограммами тырили яблоки и груши в чужих садах - играли в ниндзя. Вот это было настоящее, незамутненно-счастливейшее фанатство!

И только одно обстоятельство меня печалит. Шаолиньский цикл задал слишком высокую планку, и последние лет 20 мне не вставляют кунг-фу фильмы. Практически без спецэффектов тогда умели делать сумасшедший драйв с невероятными трюками, и вся компутерная графика крадущихся тигров и прочей затаившейся хренотени не может создать столь же затягивающего впечатления. Увы, видимо, такого больше никому и никогда не снять, первая любовь неповторима.

Edited at 2013-03-20 09:44 am (UTC)
illa_anna
Mar. 20th, 2013 01:14 pm (UTC)
1. Автор этих строк была классе так в 9-м (не буду вычислять, какой это был год, но глухой социализм) и бродила с подружкой по Невскому. Случайно зашли в кино, оказалось - на Кагэмусю, то есть, это сейчас я знаю, что на Кагэмусю, а тогда, по простому, на Тень воина. В зале изначально было человек 12, а к концу фильма осталось человек 6, а мы посмотрели фильм на одном дыхании, и я была поражена, насколько игрой Накадая (то есть, это я сейчас знаю, что Накадая), вообще ведь без слов практически, передано ВСЕ.

2. Когда я уже посматривала разных японцев, и, кстати, уже смотрела Квайдан Кобаяси, который с первого раза показался ужасно длинным (а, честно говоря, я так ни разу и не смогла досмотреть 4-й эпизод до конца), хотя и высокохудожественным, но никак не заставил меня задуматься о кайданах вообще, так вот, было это, наверное, лет 7-8 назад - вдруг слово "кайдан" стало всплывать там и сям в разговорах с разными людьми. Сидя в Пулково-2 и ожидая вылета куда-то, я зашла в интернет, и почитала посты nomen_n на указанную тему. Выписала несколько названий, и, вернувшись, посмотрела Кайдан Ёцуя Накагавы. Мне не очень понравилось, но зачем-то я посмотрела еще один Кайдан Ёцуя. А потом кайдан не Ёцуя, но Накагавы. И так толком и не заметила, как выработалась зависимость.

3. И вот совсем уже недавно я довольно случайно посмотрела "9 жизней дядюшки Бунми" - в плане, чего бы такого свеже-расхваленно-фестивального посмотреть, чтобы потом смачно выругаться - и вдруг прониклась. Оказывается, дар поэтической камеры еще не утрачен и обитает ныне в Таиланде!
g0lden_b0i
Mar. 20th, 2013 02:06 pm (UTC)
В детстве посмотрел "Брюс и кунг-фу монастыря Шаолинь" и так заинтересовался, что немного позже выучил китайский и уехал жить в Китай. Вот, собственно, такое влияние азитского кинематографа.
felix_zilich
Mar. 20th, 2013 08:33 pm (UTC)
сурово)
radjga
Mar. 20th, 2013 04:41 pm (UTC)
я ожидал, что любовь к азиатскому кино неспроста)

у меня мало из Азии просмотрено, в основном знаковое, например 7 самураев, Жить, Ран, трилогия Пака о мести, оригинал Departed.

Но про Азию я знаю, что смотреть ее интересно) пока не очень наседаю, но как путь развития вполне, особенно хорроры-триллеры, золотое время Японии. ну и фильмы про самураев))
felix_zilich
Mar. 20th, 2013 08:34 pm (UTC)
понятно)
nomen_n
Mar. 20th, 2013 05:51 pm (UTC)
Полагаю, мою любовь к азиатскому кино (и технике неверного рассказчика) предопределил увиденный по ТВ в давние советские времена "Расемон".
Первый просмотренный фильм на видео (кажется, 1986) - "Меч желтого тигра", впоследствии идентифицированный как Xin du bi dao / The New One-Armed Swordsman (1971).
Начало 90-х - встреча с фильмами Джона Ву, поразила техника action вкупе с беззастенчивой сентиментальностью
Начало 2000-х - "Перевал Великого Будды" Окамото и "Харакири" Кобаяси, начало увлечения японским кино
___________________

Один продавец на книжном рынке спрашивал у всех про виденный им в советские времена фильм, где стрела попадает в глаз :).
Ответ нашелся во время планомерного просмотра дзидайгэки :)

Edited at 2013-03-20 05:55 pm (UTC)
felix_zilich
Mar. 20th, 2013 08:35 pm (UTC)
похоже, стрела многим запала в душу)
lugosi
Mar. 22nd, 2013 04:44 pm (UTC)
чпок-хххх и глаз вытекает! ))
androidshch
Mar. 20th, 2013 07:35 pm (UTC)
Я Семь самураев лет в семь или восемь посмотрел. В летнем кинотеатре, я просто офигевал, с тех пор мой самый любимый фильм.
myaw
Mar. 20th, 2013 07:36 pm (UTC)
хехе
у меня фильмами после которых понеслось были
Черные кошки в бамбуковых зарослях лет так в ..ээээ...9-10
Коготь тигра (да, да, я в курсе, но именно после него я стала методично трясти знакомых на предмет мордобоя и вторым был уже Пьяный мастер) это уже 13
Легенда о любви те же 13
и История двух сестер (корейцев я начала смотреть позже всех, но все что ты перечислил - My Sassy Girl, Kick The Moon, Attack The Gas Station я люто у них не люблю)
ну и какбэ после этого стращного признания про меня становиццо совсем все понятно %)))))
dj_snegovik
Mar. 21st, 2013 12:09 pm (UTC)
Если вкратце, то азиатское кино я люблю за:

1) Японское - за неподражательную странность.

2) Корейское - за отлично снятые военные эпики.

3) Индийское - не то, что люблю, но "Один из тысяч" - просто шедевр.

4) Гонконгское - за Джона Ву и прочий экшн.

5) Тайское - за рукопашный балет.

6) Филиппины, Индонезия - иногда попадаются, и даже ничего.

А аниме я просто люблю.
alexod
Mar. 21st, 2013 06:47 pm (UTC)
О! Товарышшы! Это будет рассказ.
Я полюбил азиатов во всех четырёх (корея, японя, китай/гонг-конг, индия) ипостасях сразу. Потом , правда, начал тихонько ненавидеть, но все равно любить...
До всяких "Атакуй заправки", мне начисто вынес мозг в 80-х "Хон-Гиль-Дон". И хотя от Кореи нынешней там нет нихрена, я уже тогда понял, что не только английская колония может ставить кунг-фу ( тогда все называли "карате").
По Индии все было проще. Один визит в кинотеатр "Бирюсинка" в Бирюлево на "Самрат" и "Как три мушкетера" в Доме Офицеров на Красноармейской решили все проблемы одним махом. Даже "Цветок в пыли" мне был люб.
Гонг-Конг... "Убийцы полицейских". И точка. Там было все, что полностью рушило молодой разум. Китайцы не считались ни с чем, абсолютно уводя все правила в лютый кич. Я был к этому не готов. Потом уже пошли Джеки Чаны и ко... Правда, первым был "Король в смертельной схватке" ( какой-то из костоломов, с Брюсом Лаем, от немецкой локализации фирмы Atlas Int.), но там было много вопросов к боевке, и вообще к количеству драк, так как я сам занимался боксом, я пытливо пытался разобраться как они там выживают, ибо свято верил, что в кадре все взаправду.

Япония. "Квайдан" в "Иллюзионе". Я чуть в портки не наложил. И там же какой-то фильм про "Годзиллу". Сам факт этого пиздеца меня восторгал. Потома я узнал что там есть самураи и якудза, но мистика по-японски и монстры из моря для меня знакообразующие. Был еще "Провал во времени", это отдельная история, для меня вообще нечто из ряда вон. Я дрался из-за этого фильма.

ЗЫ дело было в 80-х.... Возраст ... я 76 года рождения)))

Edited at 2013-03-21 06:49 pm (UTC)
lugosi
Mar. 22nd, 2013 04:43 pm (UTC)
Диавол! Какой-ты молодой, оказывается!!!!
я, при тогдашней, весьма акробатической, встрече (и далее) решил что ты старше моего. )))

раз уж все вдарились в ностельгию, давай и я. кратенько

1989 - "боевые искусства шаолиня"!!! Арргх! Карандаши и пизженые бамбуковые удочки не в счет. К тому же у меня был приятель из китайских мигрантов, который добавил...
В том же 89-м, летом я поехал в Анапу, и быстро сбежав к дружественной тетечке из пионерского лагеря "Алые паруса" проебывал положеный мне в жалование 1 рубль в день на 3 сеанса в видеосалон (коих было множество) и 10 копеек на "Дональд" у цыган.

1997 - Горбушка. Вывожу на Брянщину стопками видеокассеты с аниме (попутно учусь рисовать, "как в китайских порнографических мультиках") и "старым" самурай-сплотейшном. на это уходят гонорары от первых интернет-приработков: рецензии и карикатуры...

2006 - по ящику, глубоко ночью идет "Lagaan". Ох черт, индийцы оказываются умеют снимать кино, которое подходит не только чтоб с приятелями сидеть в пустом кинозале г. Жуковка Брянской области, и удоблившись, скакать перед экраном под "Как Три Мушкетера" (тоже. по сути, превосходное жанровое кино). Черт! Не зная правил крикета ты смотришь - и тебя прет, что тебе плевать на это самое отсутствие знаний, как тех самых индусов во время финала в кубке по тому самому крикету (это пиздец, как они болеют!!!)
В том же году, на пару с кей едем в Индию, через Мумбай: общаюсь с чуваками из прокатных контор (они в ахуе от того, что кто-то знает о их хитах и киношедеврах! ага.), закупаюсь пиратскими дисками с кино, проебываю перед отлетом кипу "нативных" постеров как западного проката (знаешь, как выглядит постер "Dr. No" в индийском издании?), так и местного (Бля! Промо-постер "Zinda"!).

we're still alive! и так победим.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"