?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


режиссер Такаси Коидзуми

в ролях Акира Тэрао, Ёсико Миядзаки, Сиро Мифуни


1999 год в истории японского кинематографа - дата начала его эпического и громкого отпевания. Последние мастодонты из покрытого дымкой "золотого века" начинают снимать свои прощальные картины и собирать за них на внутренних фестивалях роскошные венки из наград. В это же время молодые и относительно молодые бунтари, уже какой год работающие наперекор системе, отчаянно пытаются пробиться на Запад, утверждая при любом удобном случае, что не имеют ничего общего с окаменевшей отечественной киношколой.

Первым и самым большим отпевальным венком стал в 1999 году фильм Такаси Коидзуми "Когда пройдет дождь". Последний проект Акиры Куросавы, который великий классик не успел воплотить в жизнь, покинув этот суетный мир в возрасте 88 лет. Его верный ассистент и оруженосец Такаси Коидзуми завершил работу мастера, основываясь на его дневниках и рабочих записях, после чего с триумфом проехался с готовым фильмом по фестивалям и весям. Венеция, Сан-Паоло, Портленд, Вашингтон. Восемь призов японской киноакадемии, включая призы за лучшие картину, сценарий, оператора, музыку, женскую роль второго плана и мужскую - первого. Не один венок, десятки.

В основе сценария - одноименная новелла 1951 года, написанная мастером короткого рассказа Сюгоро Ямамото (1903 - 1967). Куросава дважды брался экранизировать его произведения - "Красная Борода" и "Под стук трамвайных колес" - но третий раз сделать это не успел. Куросава не успел, но зато успели другие. В 1976 году новелла легла в основу пилотной серии телепроекта "Странствия пожилой самурайской четы", где главного героя сыграл Макото Фудзита.
Главный герой рассказа Ямамото и картины Коидзуми - уже немолодой ронин Ихэй Мисава, путешествующий по стране в поисках легкого заработка и постоянной работы. В прошлом ронин был учеником известного мастера кэндо из школы Мугаи-рю - Гэттана Сукэмоти Цудзи (небольшая, но генеральская роль Тацуя Накадаи), из чего мы делаем вывод, что на дворе - первая половина XVIII столетия.

Ихэй мастерски владеет мечом, но он не похож на прочих тямбарных ронинов. Во-первых, у него есть любящая жена Таё - надежда и опора, вечная спутница, о здоровье и безопасности которой ему приходится каждый день заботиться. Во-вторых, сам Ихэй не любит конфликты и присущие людям его профессии высокомерие и драчливость. Даже такой традиционный способ зарабатывания денег как додзё-ябури получил у Ихэя совершенно необычную форму. Что такое додзё-ябури? В школу кэндо приходит странствующий мастер, который бросает вызов её наставнику. Если наставник боится увечий или позора - он отказывается от боя и платит поединщику отступные. Если принимает бой, но проигрывает - тоже платит отступные. Ихэй изменил схему. Он бросает вызов, но в начале поединка сам признает собственное поражение перед лицом могучего противника. Польщенный наставник понимает, что это хороший пиар для его школы и добровольно платит поединщику "за рекламу". Все довольны, никто не умер.

В начале фильма Ихэй и его супруга вынуждены задержаться на несколько дней под крышей нищей уличной таверны. Из-за затянувшихся ливней реку размыло, судоходство прекратилось, поэтому случайные путники - не только Ихэй, но и простые крестьяне, коробейники и даже шлюха - вынуждены целыми днями сидеть под соломенным навесом и ждать солнца. Люди нервничают, злятся, срывают друг на друге гнев. Пытаясь разрядить обстановку, Ихэй решает устроить для случайных попутчиков большой праздник, но для этого ему приходится сходить на еще одно додзе-ябури.

Остановив в лесу поединок между двумя молодым самураями, Ихэй своим мастерством привлекает внимание местного наместник Нагаи Идзуминоками (его играет сын Тосиро Мифуне, любимого актера покойного Куросавы). Наместник восхищен Ихэем, его прямотой и честностью. Он предлагает ронину место старшего наставника по фехтованию для своих самураев, но у этого предложения нет будущего. Вспыльчивый нрав нового сюзерена, социальные ограниченность и высокомерие его советников и вольнолюбивый характер самого Ихэя становятся причиной того, что, дождавшись окончания дождя, ронин и его жена продолжают свой путь.

Известно, что Коидзуми изрядно переписал сценарий Куросавы (в том числе, порядком изменил концовку), но смущает вовсе не это. Классический Куросава был не только великим гуманистом, но и редкостным ницшеанцем. Его самураи проливали кровь за простых смердов, но при этом они всегда осознавали себя существами высшего порядка. Не овечками из стада, а пастырями. Про Ихэя Мисаву этого не скажешь. Он уже из породы киношных самураев нового времени, из "сумеречных". Помятых, измученных, с картофельной грядкой на заднем дворике.

(c) http://shinema.ru/films/rus/k/38113/

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
6_h_h
Dec. 7th, 2012 03:57 pm (UTC)
О! Этот фильм великолепен. По-моему - вообще один их самых лучших "самурайских" фильмов.
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 10:21 am (UTC)
ну, на мой вкус, слишком ванильный
6_h_h
Dec. 8th, 2012 04:33 pm (UTC)
Это есть, да.
ingwar13
Dec. 7th, 2012 06:38 pm (UTC)
Спасибо, как всегда, рецензия прекрасна и заставляет посмотреть фильм.
Ваши рецензии - еще одно удовольствие перед просмотром отличного кино.
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 10:21 am (UTC)
спасибо, всегда велкам
11philipp11
Dec. 7th, 2012 11:00 pm (UTC)
а можно пожалуйста поподробнее относительно первого абзаца ? )
почему именно 1999 ? и кто эти мастодонты ?
потому как тот же Синдо последний свой фильм снял в 2010
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 10:20 am (UTC)
"последние" - множественное число))

1999 год взят очень условно, скорее как символ... местный кинобизнес начал оживать после дефолта, иностранные инвесторы вернулись (например, этот фильм снят преимущественно на французское бабло), куросава помер, звонок стал международной сенсацией

в 1999 году вышли "табу" осимы, "жить" синдо, "железнодорожник" фурухаты, "куколка" фукасаку, "один летний день" обаяси... все олдскульные и все, по сути, про смерть
11philipp11
Dec. 8th, 2012 11:03 am (UTC)
я понял что 1999 год взят потому как фильм, про который вы пишите 1999 года )

не знаю на счёт дефолта и инвесторов, но 90-е на мой взгляд не уступают 00-м, а то и лучше: Китано, Цукамото, Миике - в 90-х их фильмы были интереснее, чем в 00-х

"Табу" и "Жить" не олдскульные фильмы, это всё равно что назвать "Кагемуся" и "Ран" Куросавы олдскульными
"Табу" чуть ли не самый лучший фильм Осимы, хотя я его не особо люблю, притом что Осима один из любимых японцев
вот у Синоды его последние два фильма ещё можно назвать олдскульными )
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 11:52 am (UTC)
на самом деле - да, последний месяц готовлю серию материалов по кино 1999, 2000 и 2001 года… пересматриваю и смотрю впервые те фильмы, которые раньше не видел… япония, корея, китай, индия

про девяностые и нулевые говорить не совсем корректно… там был очень крутой всплеск креатива и активности с 1998 примерно по 2003 год… после этого – спад, до этого – тоже спад, но уже по другой причине - из-за экономического кризиса, который практически убил японское кино

цукамото (при всей любви к первому тэцуо) фрик для маленьких фестивалей… на протяжении девяностых он жевал одни и те же сопли, а экспериментировать начал только в нулевые… китано девяностых – откровенно экспортный чел, единственный его фильм для японского внутреннего рынка был выпущен под именем его ассистента… миике до 1999 года – человек, которого вообще никто всерьез не воспринимает

девяностые вообще очень сумеречное время… никакой радости, все пытаются просто выживать

“олдскульное” – неверное слово, просто я не подобрал лучшего… есть категория фильмов, когда режиссер уже не молод и все сказал, что хотел, но хочет продолжать работать (и это понятно), поэтому пытается снимать каждый раз что-то эпичное и пафосное… назовем эти фильмы “утомленными солнцем”… они могут быть хорошими, могут быть плохими – но они всегда “утомленные”

У куросавы это “кагемуся” и “ран”… у хидэо госи – все фильмы после 1982 года… ПОЧТИ весь фукасаку после 1982 - тоже такой… когда пройдет дождь – фильм из этой же категории… “синода” – просто клинический пример… “табу” – нет… но тут другая песня… когда режиссер-социальщик типа осимы берется за самурайское кино то это означает лишь одно – ОН ПРОГНУЛСЯ… по субьективным или объективным причинам – не важно, но прогнулся
11philipp11
Dec. 8th, 2012 10:53 pm (UTC)
у меня с Миике скорее наоборот - я его после 2001 серьёзно не воспринимаю, а до всё великолепно: "Тайный мир Синдзюку", "Мокрая псина", "За гранью дозволенного", "Кинопроба"
у Цукамото "Балет пуль" люблю
Киёси Куросава ещё - "Исцеление", "Тропа змеи", "Глаза паука", "Пустые миражи" - не очень известные (кроме Исцеления), но охуенные фильмы
ещё Сого Исии замечательный ("Лабиринт снов")

Китано хоть и экспортный - но именно он олицетворял японское кино в 90-х )

а в 00-х только Сион Соно (которого не люблю мягко говоря), Миике ушёл в ремейки, Цукамото 00-х мне не очень

в последнем абзаце со всем согласен, кроме Куросавы )
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 11:37 pm (UTC)
ну, миикэ пока не перестает радовать, хотя и не всякий раз... и особенно тем фактом, что жив, здоров и эволюционирует... исии и цукамото все же похожи больше на живые трупы

а нулевые - это тосиаки тойода, сюндзи иваи, рюхэй китамура, такаси симидзу, сабу, синобу ягути, мики сатоси, есихиро накамура и тд
11philipp11
Dec. 9th, 2012 12:50 am (UTC)
Сюндзи Иваи у меня с 90-ми ассоциируется, опять же

Хирокадзу Корээда - вот о ком стоит говорить
Акихико Сиота неплох
а Сиона Соно вы тоже не очень любите ? )
11philipp11
Dec. 8th, 2012 10:54 pm (UTC)
а как относитесь к Ёсисигэ Ёсиде, Хироси Тэсигахаре, Сюдзи Тераяме ?

Edited at 2012-12-08 10:57 pm (UTC)
felix_zilich
Dec. 8th, 2012 11:41 pm (UTC)
уважаю но откровенно не люблю... артхаус ради артхауса - тупик для всего... и еще этот инструментарий, который годится абстрактному театру, но для кино хуже ералаша
11philipp11
Dec. 9th, 2012 12:53 am (UTC)
у меня Ёсида любимый режиссёр )

хотел у вас ещё про Индию спросить
вы только Болливуд смотрите ? Сатьяджита Рея, например, знаете ? или Ритвика Гатака ?
aksuk
Dec. 9th, 2012 04:21 pm (UTC)
По-моему это лучший из "сумеречных". По-настоящему светлый.
Весь спектр типажей ронинов можно красиво разместить между Накадаем из "Перевала Великого Будды" и Тэрао отсюда.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow