Феликс Зилич (felix_zilich) wrote,
Феликс Зилич
felix_zilich

Гармонии Веркмейстера (2000, Венгрия) ***/****


режиссер Бела Тарр

в ролях Ларс Рудольф, Ханна Шигула, Петер Фиц


Пивная в маленьком венгерском городке. Зимний вечер, пять минут до закрытия. Кто-то валится с табуретки, закемарив от выпитого; кто-то перетирает с дружками. Бармен собирает пустые кружки и привычно ворчит, что рабочий день закончен. Но один из пьяных останавливает его, говорит, что Валушка, мол, сейчас выступит, а потом можно и закрываться. Он подводит к барной стойке молодого парня с растрепанными волосами и безумным взглядом. “Валушка, покажи нам космос”

Пьянчуги растаскивают столики к стенкам, освобождая пространство. Валушка привычно и уверенно выходит на сцену. Ты, говорит он первому пьянчуге, будешь Солнцем. “Солнце” встает посреди зала, раскидывает руки и начинает вертеть пальцами-протуберанцами. А ты, говорит Валушка бородачу в шляпе, будешь Землей. Земля крутится вокруг своей оси, но одновременно и вокруг Солнца. Пших-пших-пших. Тебе же, говорит Валушка мужику в беретке, быть сегодня Луной. Луна вертится вокруг Земли, но при этом… Хмельные мужики неуклюже бегают по пивной, а безумный парень рассказывает молчащим зрителям о природе ночи, зимы и конца света.

Первые двенадцать минут фильма – настоящая сказка. Безупречная черно-белая фантазия, сопровождаемая берущей за душу музыкой Михаля Вига. Режиссер “Гармоний” Бэла Тарр – режиссер недюжинных талантов, но смотреть его фильмы – испытание не для слабых. Два с половиной часа монохромного и гипнотического апокалипсиса в ритме медленного танца. А ведь пацаны говорят, это одна из самых коротких и незамысловатых картин в его карьере.

На следующее утро после вечерней лекции о космосе в городок, где живет блаженный визионер Янош Валушка, приезжает цирк. В труппе всего два человека и один мертвый мумифицированный кит. Но этого будет вполне достаточно, чтобы перевернуть город и заставить местных жителей толпами выйти на улицы с факелами.

Тарра любят сравнивать с Брессоном и Одзу, но это немного жестоко. Брессон излишне пресен, а Одзу настолько кристален, витален и чист, что кажется, он попал в эту тройку по ошибке. Совсем как барочный органист Андреас Веркмейстер, музыкальную систему которого пытается переписать в голове герой этого фильма. Как было написано в одной из рецензий. For once, understanding is less important than experiencing
Tags: венгрия, про кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments