?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Некоторые фильмы привыкли говорить со зрителем прямым текстом, вторые – намеками, третьи – лупят по голове подушкой. Эффект “Картера” – это эффект глубинной бомбы. Ты ощущаешь, что нечто большое и тяжелое ухнуло тебе в подсознание, сдетонировало там, разнесло все в клочья, но на поверхности остались только пузыри. И вот ты сидишь, словно проигравший персонаж “Мортал Комбата” после удачного фаталити, и пытаешься сделать так, чтобы кишки не полезли у тебя из носа.

Все эти недели я не хотел писать про экранизацию Берроуза, не понимая, почему меня с неё так люто вставило, но сейчас собрался с мыслями и смел их в одну кучку. Правда, начать разговор стоит все же с порции баттхерта.

Человеческий мозг привык искать кратчайшие пути, но чаще предпочитает выключать свои извилины и тупо идти за лидером. Будто баран или крошечная стайная рыбка из тропического моря. Если ему сказать, что “Джон Картер” – это новый “Аватар”, он сначала удивится, возмутится, но через пару часов будет верить, что придумал это сравнение сам. Блин, товарищи, сколько можно сравнивать “Картера” с фильмом Кэмерона, “Клоническими войнами” и “Принцем Персии”. Вы разве не понимаете, почему и для кого были придуманы пиарщиками эти аналогии. Для маленьких fucking детей с ограниченным их десятью годами жизни кругозором. Представляете, вы ведете ребенка в кино на “Картера” и он спрашивает: папаня, а какого лешего мы собрались на эту поебень? Сынок, отвечаешь ты с видом авторитета с района: это же новый “Аватар”, если пропустишь – пацаны на улице засмеют.

Я не уверен, что у меня в ленте есть десятилетние школьники, но почему почти все отзывы на фильм Стэнтона выглядят и звучат именно так. Нет, если нравится – дерзайте, сравнивайте с “Черепашками-ниндзя” или “Мышами-рокерами с Марса” (последние, кстати, очень в тему), но тогда не обижайтесь, если в следующий раз врач запишет в вашей медицинской карточке “пациент заторможен в развитии”.

“Самурай”

Мысль “я где-то это уже видел” не покидала меня первые полчаса фильма Эндрю Стэнтона. В голову приходили попсовые параллели, но подлинный ответ свалился пару дней спустя. Мать вашу, так это же истории Мусаши Миямото. Перескажу в двух словах, если кто не знает. Была гражданская война, где сторона, на которой сражался главный герой, с треском проиграла. Герой – молодой дезертир – бежит через всю страну от погони. Грязный, косматый, затравленный и ненавидящий весь свет. Убивает по дороге всех солдат, которых встречает, прячется в горах и питается каким-то говном, пока не встречает бритоголового монаха из ордена, про который рассказывают, что именно он последние годы правит страной. Монах заманивает героя в ловушку, после чего запирает его на несколько лет в подвале местного замка, где с героем происходит серьезная психологическая трансформация. Бла-бла-бла – и так далее.


В этом контексте, Тейлор Кич – почти безупречный выбор на главную роль. Любой актер с уже откормленным звездным статусом обязательно тащил бы за собой шлейф предыдущих ролей. У Кича их попросту нет, поэтому в роли Картера, затравленного и ненавидящего весь мир лузера, которого даже современники считают “грязной обезьяной”, он идеален. Джон Картер у Эдгара Берроуза – безупречный южанский джентельмен. Живой ответ на вопрос куда делись настоящие мужчины с Юга. Куда-куда – на Марс, блин! Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Джон Картер у Эндрю Стэнтона – самый настоящий паропанковый джанки.

“Реквием по мечте”

А теперь подумайте какое слово в “Картере” не произносится ни разу, хотя оно прямо таки висит в воздухе. Правильно, это слово “опиум”. Если вспомните книги про конец XIX века – будь то Диккенс или Алан Мур – обязательно обнаружите море сюжетов про то, как неудачники, проигравшие войну или потерявшие любовь, предпочитают “опиумную кому” суровой реальности. Люди зарабатывают кучу бабла, а потом отдают это бабло хозяину местного опиумного притона, чтобы он приглядывал за ними, пока они тихо затухают в подвале за трубкой от кальяна: выносят утку, меняют одежду, вливают в горло спящего воду и горячий суп. В фильме это сказано и показано прямым текстом. Джон Картер десять лет зарабатывает на “опиумную кому”, потом делает собственного племянника “ситтером”, наследником и телохранителем, а сам отправляется в мир волшебных грёз.

Вы помните более мощный фильм про наркотическую зависимость? Я – нет. И Арановский – тоже. Сидит, наверное, сейчас и кусает локти.

”Лабиринт Фавна”

Молодой писатель Эдгар Берроуз нанят своим дядей-наркоманом, чтобы следить за его “опиумной комой”. У старого авантюриста нет друзей, только враги и недоброжелатели, но Эдгар прекрасно помнит бравого офицера, который всегда казался в детстве клёвым и непобедимым героем. Суровая послевоенная реальность и мир собственных фантазий постепенно смешиваются в голове начинающего автора. Он пишет бесконечно длинную повесть про то, что Джон Картер уже покинул этот мир и геройствует где-то в пустынях Марса. Останки дяди все еще лежат на деревянной койке, они пердят, гадят под себя, сопят и стонут, но Эдгар представляет, что это лишь тени подлинных событий. На самом деле, дядя сражается с великанами, ёбет принцесс, спасает Вселенную. Денег у Картера много, здоровья, видимо, тоже, поэтому марсианские хроники растягиваются на долгие годы. Никто не знает о том, что Картер существует, Берроуз становится известным, но продолжает хранить свою тайну.

Щас мне скажут, что в фильме этого нет - Зилич, ты здоров? Прежде, чем задать этот вопрос, задумайтесь на минуту, вы уверены, что хотите, чтобы в фильме это говорилось прямым текстом? Да, это была бы “оскаровская” номинация, но фильм был бы при этом унылым говном типа “Альберта Ноббса”. Фильмы про писателей и их богатый внутренний мир – это всегда пафосная блевотина. И писатели в этом вовсе не виноваты. Просто режиссеры привыкли сусально умиляться бытовой хуйне. Типа вот сидит Наполеон Динамит, задрот и неудачник, но зато в его голове Богатый Внутренний Мир. Тьфу блин! Хочешь снять кино про Лавкрафта – не говори про смерть от рака желудка, лучше заставь его сражаться с Ктулху. Это даст лучшее представление об его творчестве и “внутреннем мире”, чем подробные хроники его жизни в Провиденсе.

Эндрю Стэнтон так и сделал. Молодчина! А если вам не понравился юный Эдгар Райс – найдите фотку в гугле и подрочите. Как вы думаете, на кого он похож больше – на Джимми Стюарта или на Майкла Гарибальди?

“Inception”

А теперь про главное. Про глубинную бомбу, о которой я упомянул в начале.

Фильм Эндрю Стэнтона очень сильно ебошит по мозгу, но делает это очень странным, метафизическим образом. Настолько странным, что многие сваливают этот эффект на “плохую режиссуру, убогий сценарий, жалкий кастинг”. Есть и другое мнение - “Фильм – говно, поэтому и похож на сон” Вашу мать, да у меня, похоже, целая лента матерых юнгианцев и психоаналитиков! Помните, я выкладывал фрагмент из рецензии Брэдшоу, где у того был безумный бугурт: мол, фильм оставляет впечатление, что твою голову засунули в шмат белого хлеба, который увеличивается с каждой минутой и ты не можешь об этом сказать, потому что тесто набилось в рот и никто не слышит твоего вопля. Брэдшоу – профессионал, он почувствовал эту самую “глубинную бомбу”, но испугался и предпочел охаять.

Щас поясню еще один момент. Когда крутой режиссер снимает что-то про сны и субъективное видение, то обычно чётко расставляет акценты и этим еще больше выпячивает своё эго: мол, смотрите, я – Теренс Малик, мои слезы лечат рак, а мой пот прожигает обшивку звездолетов. Но Эндрю Стэнтон всю жизнь работает на “Пиксаре”, где личность каждого режиссера максимально смазана и настроена на работу в коллективе. Стэнтон не может придти на работу, включить “альфу”, показать, подобно Верхувену, дабы все заткнулись, что у него самый большой хер на съемочной площадке. Не может. Еще не научился. Также Стэнтон не может быть Капитаном Очевидностью типа Арановского и разжевывать зрителям каждую деталь. Он верит, у зрителей есть свой мозг. Глупый и наивный старик.

Джон Картер создает подлинную реальность сна. Посмотрите на первый постер, он из мира ваших детских сновидений. Не тех сновидений, в которые вас заставил поверить “Дисней”. Нет-нет, из настоящих. “Матрица” и “Инсэпшн” – прекрасные фильмы, я их безумно люблю, но они слишком рациональны, в них есть ответы на все вопросы. А “Джон Картер” – это “Тру Инспэшн”. У Лео была в качестве тотема маленькая юла, у Картера – медальон. Пурефой вместо Тома Харди, Марк Стронг в качестве Архитектора. Или наоборот.

Здесь стоит чуточку подробнее. Знаете, иногда в снах бывают такие моменты, когда вы смотрите сюжетный сон и вдруг в него врывается в качестве персонажа кто-то из ваших знакомых или друзей. Нагло так врывается, без спросу. Персонаж Пурефоя идеально передает эту фишку. Его персонаж ярок, все это заметили, но он совершенно из другой оперы. И он постоянно пытается подмигнуть герою, дать какой-то знак. Я долго врубался что он делает, пока не вспомнил, что видел нечто подобное пару дней назад в собственном сюжетном сне и меня прямо продрало. Я уж молчу про то, что актеры взяты пачкой из сериала “Рим”, что добавляет сюрреального эффекта. Также легко узнаваем из опыта собственных сновидений персонаж Марка Стронга. Особенно, когда он сопровождает Картера в путешествии по городу, меняя облик. Меня почти трясло в этой сцене.

На самом деле, вы заметили, в последнем абзаце у меня начал заплетаться язык. Зилич попытался запустить руку себе в голову и обжегся, там до сих пор что-то бурлит как в Солярисе, что-то мутное и непонятное. За пару предложений это не выскажешь и не передашь. Собственно, говорить об этом можно очень долго и развесисто, но в этом нет общего смысла, у каждого он свой, исходя из личного опыта. Поэтому пока поставлю точку.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
indiffer
Mar. 29th, 2012 09:33 am (UTC)
эка ты загнул - круто!
лично у меня фильм и последующие знакомство с творчеством Берроуза на википедии вызвали ассоциации с другим науч-фантастической эпосом.
mansch
Mar. 29th, 2012 09:37 am (UTC)
Мне еще пришло сравнение с Трудно быть Богом
felix_zilich
Mar. 29th, 2012 03:54 pm (UTC)
...и обитаемого острова, ага

прогрессорства там много, да
mansch
Mar. 29th, 2012 04:06 pm (UTC)
интересно почему в штатах не прошел
сказки они должны лыюить
gest
Mar. 29th, 2012 09:57 am (UTC)
Вот ради такого читаю свою ленту.
wrdo
Mar. 29th, 2012 11:45 am (UTC)
охуенно, что тебя так сильно торкнуло. )
svarzina
Mar. 29th, 2012 11:47 am (UTC)
ААААА 3D мне в душу :)))
Я даже на Аватара подобрее начала смотреть после Картера, как если бы у него реально была душа, а не только технологии.
i_raziel
Mar. 29th, 2012 12:37 pm (UTC)
Отличная рецензия, как и сам фильм.
dyk_de_bosch
Mar. 29th, 2012 12:57 pm (UTC)
Роскошная рецензия, роскошная!

И только одно остается великой загадкой - хули он с таким треском пролетел в прокате, как писали в новостях недавно?
felix_zilich
Mar. 29th, 2012 03:53 pm (UTC)
это не загадка, а тенденция современного кинобизнеса
myaw
Mar. 29th, 2012 01:21 pm (UTC)
навеяло риторических вопросов
мне вот всегда было интересно знать почему когда пытаешься донести свои ощущения всегда много слов? и все время лезут сравнения, хотя они совсем ни при чем и только все запутывают?
про опиум конешно загнул ибо по логике зарабатывал он не десять лет, ага, золотая пещера то золотая ^^ следующий вопрос - зачем Берроузу что-то писать когда дядя и так все написал? вопрос третий - как следить за кем-то когда кто-то в помещении закрываемом изнутри (что-то мне подсказывает что нажатие на буковки единоразовая мера)?
felix_zilich
Mar. 29th, 2012 03:52 pm (UTC)
Re: навеяло риторических вопросов
1) для красивого словца

2) дядя мог ничего толком не написать, лишь лаконичное "дуй к могиле, иначе останешься без сладкого"

3) ага-ага, что-то подобное с воителем хорусом... чую варп
myaw
Mar. 29th, 2012 06:18 pm (UTC)
ну аакей %)))

кстати о Лавкрафте: Lovecraft: fear of the unknown видел? Сплошные знакомые лица %)))
revengerv
Mar. 29th, 2012 03:11 pm (UTC)
А мне вспомнился в первую очередь сериал Hell on Wheels и ряд других более старых вестернов. Плюс, конечно же, Тарзан, хотя это возможно от того, что я просто интуитивно сравнивал с другим от того же автора)
Просто Бэрроуз у меня в первую очередь ассоциируется с Приёмышем обезьян) Хотя, надо сказать между Джоном Картером и Джоном Клейтоном-Грейстоком довольно много общего. Хотя, первый почему-то не так популярен среди кинематографистов.
belik
Mar. 29th, 2012 08:52 pm (UTC)
Одна из самых мощных рецензий на этот фильм, что я читала. Мощнейших!:)
rata_b1anca
Apr. 5th, 2012 06:55 pm (UTC)
эээ... вам инсепшен нравится?
felix_zilich
Apr. 5th, 2012 08:11 pm (UTC)
да, весьма, но в случае с инсэпшнэм много субъективных причин
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"