?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало. http://felix-zilich.livejournal.com/734875.html

У Джекки Чана сложился настолько беспечный имидж, что мы уже стали забывать о тех брутальных сценах, которые он ставил в прежние годы. Между тем, Джекки показал себя невероятным мастером в заполнении анаморфных композиций безумной динамикой и способностью приносить в движение любой предмет, присутствующий на съемочной площадке. Достаточно вспомнить хотя бы сцену на веревках из “Miracles” или бой в кафе из “Молодого мастера”. Или лучше давайте рассмотрим сцену в супермаркете из "Полицейской истории”. Герой двигается из локации в локацию, попутно находя новое применение для каждого встреченного объекта.



Кадр выстроен идеально, всё на виду. Вот (начнем с 00:;20) Джекки фигачит противника об низ эскалатора, в следующий момент его хватают со спины, и он броском через спину выкидывает нападающего вниз. Снято это двумя шотами: прямо снизу и прямо сверху. Любопытно, что кадры настолько чисто выстроены (даже второй, где используется забавный зеркальный эффект), что происходящее не скрыто. 26 кадров и 16 кадров. Мы видим как несчастный чувак пролетает сквозь витрину и ебошится прямо на позвоночник. В отличии от фильма про Бонда, где охрана просто куда-то исчезает, мы видим, что упавший издает страшный стон. Вернется или не вернется он в бой – уже не важно, но зато нам четко просигналили, куда он делся и почему сейчас не в бою.

Пауза: Джекки смотрит наверх в сторону Сэлины, и уже через пару секунд они покидают эскалатор. Что еще можно сделать на этой локации? Ну, например, можно прокатить человека в промежутке между двумя перилами. Сделано. Мы слышим мерзкий звук скольжения, хорошая деталь.

Фильм про Бонда ломил напролом, но Джекки любит сюрпризы. И его фишка не в том, чтобы поставить крутой трюк, его более важная цель – найти место для камеры, с которого этот кадр будет смотреться максимально круто – четко, ясно и без изъянов.

После небольшой подготовки Джекки догоняет врагов в месте, где много витрин. От его отчаянной атаки враги летят сквозь стекло, но каждый раз с новыми вариациями. Первого отправляют в зеркало, второго – в витрину, третий с волчка улетает в окно. Каждый шот – простая, но четкая диаграмма по времени, ритму и настроению. При этом каждый шот железно связан с предыдущим. Происходящее в шоте Б начинается в шоте А, пусть иногда всего в паре кадров. Выходит нечто гармоничное и перетекающее, в голливудских фильмах подобное бывает очень редко.

Отличный момент начинается, когда Джекки оказывается завален под нижней полкой (на таймере – 4:17). В средне-крупном плане вожак приказывает своим людям отступать, и головорез за его спиной сразу уходит направо из кадра. В следующем долгом шоте Джекки, но мы продолжаем видеть того головореза на заднем плане, где он берет в руки статую. Потом в среднем плане головорез поднимает статую, но потом на заднем плане появляется Сэлина, и он это замечает. Смотрите внимательно: она перед камерой всего 15 кадров, потом исчезает. Мгновение: Сэлина появляется за спиной головореза, но зато в следующем шоте ее видно уже хорошо, она бежит, в руках бейсбольная бита. Траектория ее забега пока неочевидна, но потом она фигачит биту прямо в витрину.

Мощь действия усиливается простейшими монтажными фишками – увеличение, замедление, повторение. 17 кадров, потом еще 34. То есть по нарастающей. Потом идёт самый болезненный мотив фрагмента – стекло разлетается-разлетается-разлетается. (Команда Джекки утверждает, что он сам называл этот проект в те дни не “Полицейская история”, а “Стеклянная история”) После чего мучения бандитов показаны долгими шотами, а первая встреча Джекки со стеклом – одним простым шотом в секунду длиной. Чтобы зритель просто ухнул на своем месте.

Главарь бросается на Джекки, и тот убирает Сэлину с дороги. Главарь выбрасывает вперед чемодан. Обратный ракурс – беглый шот Джекки. Чемодан продолжает свою траекторию, и голова Джекки разбивает окно. На лице гримаса боли.

Близость осколков к глазам включает у зрителя рефлекс самосохранения, но это только часть эффекта. Весь шот – 28 кадров. И я уверен, что часть эффекта – это то, что нам с самого начала не давали оценить размеры. Джекки брошен на милость бандитов. Но он возвращается и ебошит главаря через две стеклянные стенки. Фрагмент завершается оседлавшим мотоцикл Джекки, который фигачит того же самого головореза своим стальным зверем (Вы, кстати, обратили внимание, насколько тяжко достаётся обеим героиням)

Мы можем думать или не думать о судьбе несчастных бандитов, но травму главного героя нам показали крупным планом. Вскоре герой спустит главаря с эскалатора, специально рифмуя этот трюк с тем трюком, с которого сцена начиналась. Но потом начинается самое главное – Джекки прыгает с третьего этажа, чтобы собственнолично поймать босса Ко. (на таймере - 6:30)

Если вспомнить фразу Сталлоне о том, что попадет или не попадет в Лувр, то я могу сказать вам определенно: я бы выставил эту сцену в Лувре. Без всякого сомнения.

Но какой рейтинг поставил бы MPAA за подобную сцену сегодня? Физическое изображение боли усилено за счет постановки кадра и монтажа. И не пытайтесь говорить, что это “мультяшное” насилие. Это Бонд мультяшный – со всеми своими гаджетами и дурацкой манерой боя, после которого на лице не остается даже царапины. А у нашего Джекки – пот, кровь, стоны и шрамы. Крупным планом, у всех участников схватки .

Бонд выигрывает, благодаря везению и ресурсам; Джекки – лишь потому, что он просто ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОИГРЫВАТЬ.

Не собирается он проигрывать и своему зрителю. Стремление Джекки Чана выкрутить в “Полицейской истории” все эффекты до максимума порядком пугает. Тем не менее, мы снова видим, если режиссер не боится вторгаться на территорию настоящей силы искусства, зритель обязательно получает от его работы нефиговую дозу адреналина.

И кому нужно после этого 3-D? Быть может, только слабакам.

Увы, многие современные фильмы из Гонконга поднабрались в Голливуде дурных привычек.

Об этом мы еще поговорим подробнее, но это будет уже в новом издании “Планеты Гонконг”, которое выйдет в декабре.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
sobakaenot
Sep. 24th, 2010 10:39 am (UTC)
крутейший обзор!
спасибо
а я все думаю, отчего же так притагательны фильмы с джеки-чаном?
сюжет-то простой, но пересматривать можно каждый раз.
single_file
Sep. 24th, 2010 11:13 am (UTC)
спасибо! написано просто шикарно.
xxxavier
Sep. 24th, 2010 11:57 am (UTC)
I think that part of its percussive impact comes from the fact that at the start we don’t have time to register that the pane is there.

ты перевел как "И я уверен, что часть эффекта – это то, что нам с самого начала не давали оценить размеры".

а смысл: "...в начале (сиквенса) мы не успеваем осознать, что там (между зрителем и Джеки) - стекло". И вдруг - удар головой, осколки, эффект неожиданности.
felix_zilich
Sep. 24th, 2010 12:13 pm (UTC)
биг сэнкс, перевод очень-очень вольный, но здесь я реально сам пролетел мимо,не вкурив

а фишка серьезная
xxxavier
Sep. 24th, 2010 12:19 pm (UTC)
ну да, настока серьезная, что я текст неделю назад читал, а щас сразу споткнулся об это место)
shvayne
Sep. 24th, 2010 12:09 pm (UTC)
После первой части обзора пересмотрел Police Story. Шикарный фильм. Поразительный ритм выбрал Джеки для фильма. Начало и конец крутая полицейская история. Среди как пунктир. Юмор, Экшен, Юмор, юмор, экшен и т.д.
flt_jagged
Sep. 24th, 2010 12:27 pm (UTC)
Я смотрю фильмы как мудак)
xxxavier
Sep. 24th, 2010 01:33 pm (UTC)
почему?)
flt_jagged
Sep. 28th, 2010 04:28 am (UTC)
Очевидно, потому что я почуял что близок к этому в просмотре фильмов.
xxxavier
Sep. 28th, 2010 06:50 am (UTC)
а я бы наоборот - хотел бы так и смотреть
но не умею(
lord_ojin
Sep. 24th, 2010 01:14 pm (UTC)
Спасибо, было интересно читать. Согласен с первым оратором, раньше не понимал что затягивает так в фильмах с Джеки.
adzhaya
Sep. 24th, 2010 05:24 pm (UTC)
> способностью приносить в движение любой предмет
- Наверняка, "приводить" в движение любой предмет?
sun_fortears
Sep. 24th, 2010 07:38 pm (UTC)
спасибо огромное)!
оч круто, когда после фильма в титрах показывают как это снималось или скок у всех ана это сил уходило...
(Anonymous)
Sep. 27th, 2010 09:29 am (UTC)
"Бонд выигрывает, благодаря везению и ресурсам; Джекки – лишь потому, что он просто ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОИГРЫВАТЬ."

Вот это вот ОЧЕНЬ круто.

"Об этом мы еще поговорим подробнее, но это будет уже в новом издании “Планеты Гонконг”, которое выйдет в декабре."

А это переводить планируете? Очень интересно:)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"