?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если попытаться дать описание роману Страуда в трех словах, то лучших слов, чем "марксистский Гарри Поттер" придумать будет сложно. Английским сказочникам вообще свойственна повышенная идеалогизация. Простые сказки про "жили-были-траляля" у них никогда не получаются. Взять для примера Нила Геймана. Мужик полжизни пытается написать хорошую "просто-сказку", но каждый раз у него получается какая-нибудь фигня. В результате, он обижается, машет на содеянное рукой и возвращается в родные готические пенаты.

И такое со всеми остальными английскими сказочниками без исключений. Хотят они или не хотят, но обязательно выдают что-нибудь сурово политизированное. Йейтс и Грегори писали про национальные кельтские сумерки, Толкин и Льюис про дремучее тру-христианство, Пуллман про прелести гностицизма, а уж про Льюиса Кэррола даже вспоминать тошно. Уж слишком много аллюзий на разборки вигов с тори были на каждой странице его психоделических путешествий. Джоан Роулинг и Джонатан Страуд - не исключение. К счастью, второго от первой отличает по сей день не только политическая платформа, а еще и наличие таланта. Страуд - мастера слога, а Роулинг - хроническая дилетантка.

Что же марксистского в Страуде? В первую очередь, мироздание. Действие романа происходит в альтернативной версии современной Англии, где полтора века назад к власти пришли великие могучие волшебники Гладстон и Дизраели. С тех пор Англия подмяла под себя половину Европы и установила в своей империи самое настоящее полуфашисткое государство, проповедующее культ высших людей. Высшими людьми являются волшебники, которые по сей день правят страной. Остальной народ вынужден обслуживать все их нужды, считая, благодаря пропаганде, что волшебники защищают их от внешних и внутренних врагов.

Я еще вроде бы не дошел до марксизма, но уже ступил на его стезю: Кто такие волшебники, являются ли они высшими людьми и какое право имеют на свое положение? Ответ - никто, ни в коем случае и никакого. Волшебником может стать практически любой человек, который был взят в детстве на воспитание волшебником и был допущен к его книгам с заклинаниями. Быть может, вместе с знаниями он получает какую-то реальную силу? Тоже нет. Дело в том, что вся магия в нашем мире исходит от магических существ - джиннов, демонов, ифритов - больших, маленьких и очень маленьких. И все, чему учатся маги, это умению повелевать этими демонами. Одним словом, маги - самые обычные эксплуататоры. Захотят зажечь лампочку - вызовут мелкого демона и заставят его под страхом смертной казни сидеть в этой лампочке. Захотят построить дом - вызовут толпу больших демонов и заставят их: ну вы поняли. Короче, волшебники - это враги честного пролетариата.

Но марксизм Страуда совсем не в этом. Он в отношениях между персонажами. Авторская мысль в этом смысле очень проста. Представители разных общественных классов никогда не поймут друг друга. Даже самые лучшие и самые умные представители разных классов встретят проблемы друг друга с полным непониманием. И они не виноваты. Виновато общество.

Главный герой романа - мальчик по имени Натаниель - взятый на воспитание известным волшебником. Детские годы, проведенные среди эгоистичных и высокомерных магов, сделали его замкнутым, неразговорчивым и целеустремленным. После первой встречи с ужасно унизившим его магом Саймоеном Лавлейсом в жизни парнишки осталась только одна цель - месть. Месть, ради которой он был работать над своим обучением многие годы.

В возрасте 12 лет Натаниель вызвал своего первого демона, которым оказался джинн Бартимеус. Могущественное, но очень одинокое существо, вынужденное уже много тысяч лет служить на благо человечества. Уже самое первое задание Бартимеуса повлекло за собой самые невероятные последствия. Ни он, ни его хозяин даже не подозревали, что похищение у Лавлейса Амулета Самарканда повлечет за собой государственный переворот и даже приход в наш мир Великих Безымянных Богов.

Так начинается трилогия Бартимеуса - один из лучших сериалов в жанре "фэнтези" за последние десять лет. Напоследок стоит сказать, что в данный момент в Голливуде запушены съемки экранизации. Режиссером первого фильма на данный момент назначен Джон Мэдден. Поживем - увидим.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
yozhique
Mar. 1st, 2007 02:05 pm (UTC)
Про Геймана утверждение какое-то крайне странное и, мягко говоря, спорное.
felix_zilich
Mar. 1st, 2007 06:03 pm (UTC)
ага, слишком эмоциональное
не могу пройти мимо и не пинут геймана... любя)
xumen
Mar. 1st, 2007 02:34 pm (UTC)
Там марксизма во второй и тетьей книге будет хоть отбавляй. Вплоть до "весь мир насилья мы разрушим". :)
bloodaivet
Mar. 1st, 2007 02:46 pm (UTC)
Ну а как же Сюзанна Кларк? :) У нее тоже марксизм? :))
Вторая книга на мой взгляд самая лучшая, третью он слегка испортил.
А вообще лучше всего у него получаются джинны, остальные персонажи местами довольно плоские.
felix_zilich
Mar. 1st, 2007 06:02 pm (UTC)
уж скорее империализм...))
ex_ex_mor77
Mar. 1st, 2007 03:21 pm (UTC)
да, отличная книга.
и концовка трилогии ничуть не слита. самый марксизм со второго тома начинается. подпольные ячейки, все такое.
meiterlink
Mar. 1st, 2007 04:17 pm (UTC)
отличная трилогия, и очень по-честному закончена.
пока читал, не раз ловил себя на мысли, что Страуд явно нацелен на экранизацию, очень визуальный текст и много чисто кинематографических решений.
felix_zilich
Mar. 1st, 2007 06:04 pm (UTC)
последние годы все сказочники нацелены на экранизацию
отрыжка эпохи...
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

felix_zilich
Феликс Зилич

Tags

"НЕВЕРМОР-1"

"ДОБРОЙ НОЧИ, ШАМОРА!"