Феликс Зилич (felix_zilich) wrote,
Феликс Зилич
felix_zilich

Categories:

Иэн Бэнкс. ЭКСЦЕССИЯ \ EXCESSION (1996) **\****

В жизни каждой цивилизации бывают моменты, когда ей приходится иметь дело с явлением, совершенно недоступным для ее понимания. Главное в такой ситуации – это суметь выжить и ассимилироваться к новым условиям. Например, вы – племя аборигенов с острова Муи-Лаи. Вы покорили всех своих соседей, изобрели колесо и добыли огонь, поэтому считаете себя отныне подлинными королями жизни. Какая беспечность! Ибо однажды утром у ваших берегов появляется американский авианосец, с которого на берег высживается толпа странных белых людей в хаки и с автоматами. Что делать? Как реагировать?

Именно такая ситуация приключилась и с цивилизацией Культуры. Инцидент, вошедший в анналы под именем “Эксцессия” произошел именно на том этапе истории, когда агенты Культуры были сбсолютно уверены, что смогли изучить весь доступный им фрагмент галактики. Именно в этот радостный момент на их фронтирах и появился гигантский черный монолит неизвестного происхождения – “Эксцессия”.

Всего через пару недель он оказался в сфере интересов трех цивилизаций, которые были готовы в любой момент вступить из-за него в активные военные действия. Это была Культура – высокотехничная цивилизация живущих в симбиозе людей и машин. Это были Эленчи – отколовшиеся полторы тысячи лет назад от Культуры последователи дальнейшей эволюции. И это были Аффронты – грубые и воинственные каннибалы, считающие любое мыслящее существо, включая себе подобных, идеальной игрушкой и средством развлечения.

Именно в этот конфликт и оказался втянут агент Службы Контакта Генар-Хафун. Согласно приказу своего руководства, он должен любой ценой проникнуть на борт затерявшегося в космосе корабля-эксцентрика “Сновидец», где в глубокой заморозке пребывает уже несколько столетий единственный выживший свидетель первого явления “Эксцессии”…

Cамый сложный, самый странный и поэтому, наверное, самый неудачный из романов “культурной” секстологии Иэна Бэнкса. Особенно хорошо читается в параллели и космическими романами Вохи Васильева. Если у Вохи мыслительный процесс любого инопланетянина напоминает аналогичный процесс у гопника из соседнего подьезда, то Бэнкс наоборот не устает заморачиватся инопланетной эксцентрикой. В результате, от его многочисленных стилистических изысков устаешь уже к середине книги. Поэтому и начинаешь читать ее по диагонали, что, в конце концов, запутывает тебя все больше и больше.

Цель написания этого произведения вполне понятна – в своей странной любви к различного рода дефективным Бэнкс решил адаптировать зануду Артура Кларка под реалии собственного творчества. Поэтому и взял из кларковской “Космической одиссеи” большой черный монолит, чтобы потом поместить его вместо человеческого общества начала XXI века в реалии далекого и совершенно чуждого будущего. Чужой среди чужих, своих среди своих.

Дополнительной причиной “чуждости” получившегося произведения стал тот факт, что большинство его персонажей – машины. Роботы-дроны и корабли дальнего плавания, каждый из которых наделен сорбственным интеллектом и собственным набором болезненных и странных амбиций.
Tags: иэн бэнкс, культура, обзоры книг
Subscribe

  • среда

    Как Кевин Смит попал в сериал «Флэш». Рассказывает сам Кевин Смит Вчера вечером вышел новый эпизод сериала “Флэш”, который снял на этот раз…

  • вторник

    Тьма против Тени: Как поссорились Шеррилин Кеньон и Кассандра Клэр Свершилось то, о чем мы много лет мечтали. Одна писательница, пишущая…

  • понедельник

    Какая фантастика круче — «твердая НФ» или «мягкая НФ»? Десять писателей отвечают на этот вопрос Что круче и более трушно — “твердая научная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments